Майдан, как проявление правового нигилизма в украинском обществе
1. Мирные акции.
Нынешний майдан первоначально и практически все последующее время проходил и действовал под именем «мирной акции протеста».
Дмитро Ткачук _ Середа, 29 травня 2013, 09:05
Версія для друку Коментарі8
Дмитро Ткачук, громадсько-політичний діяч, Житомир
В данном случае Дм.Ткачук прав. Законодательного урегулирования т.н. «мирных собраний» граждан по сей день нет.Так склалось, що впродовж останніх років мені часто доводилось організовувати протестні акції. Тому я із власного досвіду знаю, які юридичні перешкоди може встановити влада.
Протест – один із не багатьох ефективних інструментів захистити свої права в нашій країні. Тому дискусія про законодавче регулювання свободи мирних зібрань повинна відбуватись не тільки на рівні депутатів та експертів, а в першу чергу серед тих, хто практично користується цим інструментом захисту своїх прав.
Загалом, сьогоднішня правова невизначеність у питанні мирних зібрань грає на користь влади, від волі якої й залежить – чи карати за протест, чи ігнорувати. І хоча абсолютно правими є правозахисники, які наголошують, що єдиною нормою сьогодні є тільки 39-та стаття Конституції, – на практиці влада має цілий набір потрібних норм, які дістає за потреби.
Существует , в частности, проект закона:
Как видно из шапки проекта, он появился в мае 2008 года, рассматривался в июне 2010 года, но по сей день так и не был принят.О мирных собраниях
Проект закона Украины от 06.05.2008 № 2450
Дата рассмотрения: 03.06.2010 Карта проходжения проекта
ЗАКОН УКРАЇНИ
Про мирні зібрання
Цей Закон визначає правові засади реалізації гарантованого Конституцією України права на свободу мирних зібрань.
Розділ I. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ
Стаття 1. Визначення термінів
1. У цьому Законі нижченаведені терміни вживаються в такому значенні:
1) громадяни - громадяни України, а також іноземці та особи без громадянства, які перебувають в Україні на законних підставах;
2) демонстрація - мирне зібрання, що проводиться у формі організованого пересування учасників за заздалегідь визначеним маршрутом та передбачає використання засобів агітації (плакатів, транспарантів тощо);
3) збори - мирне зібрання, що проводиться у визначеному місці з метою обговорення і вирішення професійних, організаційних, соціально-побутових або будь-яких інших питань;
4) контрзібрання - мирне зібрання, що проводиться одночасно з іншим мирним зібранням, основною метою проведення якого є вираження позиції, відмінної від позиції учасників іншого мирного зібрання, що проводиться одночасно в цьому самому місці;
5) мітинг - мирне зібрання, що проводиться у визначеному місці для підтримки вимог, резолюцій та звернень;
6) мирне зібрання - публічний захід, що проводиться за ініціативою громадян, закладу, підприємства, установи, організації, спрямований на привернення громадської уваги та/або вираження особистої, громадянської або політичної позиції з будь-яких питань, що не має протиправних цілей та проводиться мирно, без зброї у формі зборів, мітингу, демонстрації, пікетування, походу або у будь-якому іншому поєднанні цих форм чи інших не заборонених законом формах;
7) одночасне мирне зібрання - мирне зібрання, що проводиться у один і той самий час з іншим мирним зібранням у одному і тому самому місці, яке не має на меті вираження позиції, відмінної від позиції учасників іншого мирного зібрання;
пікетування - мирне зібрання, що проводиться у формі протесту поблизу будинку, споруди чи іншого об'єкта, в яких розміщені заклади, підприємства, установи, організації, органи державної влади чи органи місцевого самоврядування, які, на думку учасників (учасника) заходу, мають сприяти вирішенню висловлених ними вимог, або проводиться в іншому публічному місці;
9) похід - мирне зібрання, що проводиться у формі масового організованого руху (піший похід, проїзд тощо) вулицями, дорогами або поза ними за заздалегідь визначеним маршрутом з метою привернення уваги до будь-яких проблем;
10) спонтанне мирне зібрання - незаплановане мирне зібрання, що проводиться виключно за ініціативою громадян, спричинене подією, яка має важливе значення для суспільства та яку неможливо було завчасно передбачити і організувати проведення мирного зібрання.
Понятно, что такая неопределенность используется организаторами такого уникального действа, как майдан в столице страны городе Киеве, в частности, в виде длительного отторжения части территории населенного пункта с ограждением ее баррикадами и колючей проволокой, захвата зданий общественных организаций и органов власти, установления в них особого режима пребывания и охраны и полным игнорированием законных требований органов власти, судов и сил правопорядка.
Аналогичные майданы в областных центрах не имеют такой направленности, как в столице и носят характер кратковременных митингов. Очевидно вследствие отсутствия внешней финансовой и ресурсной поддержки.
Как видно из проекта ЗУ «Про мирні зібрання» в нем напрочь отсутствует термин «революция» или «мирная революция», так как по историческому опыту революции обычно имеют направленность на свержение действующего конституционного строя в стране и захват власти. Поэтому, какими бы прилагательными «революция» не дополнялась, она в принципе не может носить мирного характера, а ведет к силовому противостоянию в обществе.
Принятие регуляторного акта в виде закона по вопросу проведения мирных собраний граждан очень не устраивает многие политические группы и деятелей в Украине и зарубежом, которым очень важно сохранение неопределенности, возможности дестабилизации обстановки, в том числе мотивируя людей путем обмана и выдвижения ложных лозунгов.
Понятно, что принятие 16.01.14 Закона вызвало бурное неприятие как определенной части политиков и граждан, привыкших к произвольному толкованию своих прав и к безнаказанности за правонарушения, так и зарубежных радетелей демократии и прав человека в Украине.
2. Киевский майдан
Майдан в Киеве совершенно уникальное общественное явление, которому не было и нет аналога ни в одной стране мира. Разве что с некоторой натяжкой можно признать майданами события в Таиланде, Египте и Сомали, где также, как и у нас, противостояние возникло вокруг проблемы отстранения от власти одних групп и замены их на другие. В Египте, ассоциированном с ЕС, в последнее время жизнь входит в более спокойное русло силами самих египтян, безо всякого содействия, патронажа и ценных указаний из Брюсселя.
Насколько мне представляется, ни штатовцы, ни ЕСовцы не комментируют события в Таиланде, очевидно считая их вполне в рамках демократии западного толка.
Сомали так вообще в прямом и переносном смысле «черная дыра» в «демократических» усилиях Запада.
Киевский майдан вызвал и продолжает вызывать у западных политиков всех эшелонов восхищение и поддержку по всем пунктам звучащих там требований. Одновременно порицаются любые попытки украинской власти навести хоть какой-то правовой порядок в столице по примеру Лондона, Белфаста, Нью-Йорка, Берлина, Парижа, Сеула и пр. Причем, как обычно, ни слова упрека на действия официальной украинской оппозиции. Более того, все заявления вождей оппозиции немедленно воспринимаются Западом как правда и истина, которые тут же кладутся в основу заявлений и реакции евро-амеровского политикума.
И одновременно, как бы выводятся за скобки цели и методы киевского майдана провозгласившего защиту детей от побоев милиции, защиту европейского будущего детей и страны, отказ от исполнения судебных решений и требований сил правопорядка. Зато резко осуждаются действия украинских властей и не осуждается, когда против милиции используются совсем немирные методы сопротивления, типа северо-ирландских.
Есть в Киеве такой художник, сочинитель пьес и приколист Лесь Подерев’янский, который в присущей ему эпатажной форме высказал идею ввести институт майдана в Конституцию Украины (можно посмотреть в Ютубе по запросу «майдан и конституция»). Автор идеи объявил майдан традицией, присущей украинскому менталитету.