Китай: внутри страны и за рубежом

Основной форум

Модераторы: Крымский брюзга, Pecheneg

Аватара пользователя
Варяг
Старожил форума
Сообщения: 7076
Зарегистрирован: 31 окт 2014, 21:08
Откуда: Асгард

Китай: внутри страны и за рубежом

Сообщение Варяг » 04 фев 2017, 13:42

Странно, что мы темы про Китай не создали ... .

Экономическая стратегия Китая
viewtopic.php?f=1&t=702&hilit=%D0%9A%D0 ... 0%B0%D0%B9

Китай и Гаага
viewtopic.php?f=1&t=960&hilit=%D0%9A%D0 ... 0%B0%D0%B9

Китай включил первый в мире спутник квантовой связи.
viewtopic.php?f=1&t=1158

Китай замахнулся на производство широкофюзеляжных самолётов
viewtopic.php?f=1&t=777&hilit=%D0%9A%D0 ... 0%B0%D0%B9
Последний раз редактировалось Варяг 04 фев 2017, 13:48, всего редактировалось 1 раз.
God Save the King

Аватара пользователя
Варяг
Старожил форума
Сообщения: 7076
Зарегистрирован: 31 окт 2014, 21:08
Откуда: Асгард

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Варяг » 04 фев 2017, 13:43

Китай выходит далеко за пределы своих границ
03 февраля 2017, 14:10 • 465 • Политика
Анализ геополитической стратегии Китая, который бывший премьер-министр Австралии Пол Китинг представил в недавнем интервью, был одновременно увлекательным и провокационным. Тем не менее, он был построен на одной концептуальной ошибке и поэтому должен быть пересмотрен. Китинг представил Китай, стесненный на протяжении всей своей долгой истории географическим положением: он окружен пустынями и горами и обладает сравнительно небольшой береговой линией – это континентальная держава в противоположность США, чья военно-морская мощь дает возможность защищать интересы по всему миру. «Китай, — сказал Китинг, — стремится к господству только над одним океаном, а не тремя».

Таким образом, по мнению Китинга, Китай вполне обоснованно имеет ограниченную сферу влияния. Ограниченную – в связи с географическим положением, обоснованно– в связи с тем, что Китай всегда имел на протяжении всей своей долгой истории, а сейчас стремится вернуть – влияние на своих соседей. Похожим образом Россия хочет вернуть себе влияние над «ближним зарубежьем».
Китинг продолжает: «В отличие от СССР, Китай это не идеологическая сила, стремящаяся распространять международную идеологию. Это великая нация-государство, стремящаяся жить внутри своих границ. Китай не стремится управлять тремя океанами. Китай стремится иметь контроль над частью одного из них. И Китай не стремится к тому, чтобы стать единственной сверхдержавой».
Это различие между континентальной и морской мощью, а, следовательно, между региональным и мировым влиянием и гегемонией, было придумано ещё в 19-м веке. Но уже тогда эта идея была достаточно слабой, так как не учитывала роль науки и технологий в становлении государства.
Возможности киберпространства

В 21-ом веке эта идея практически бессмысленна: технологии преобладают над географическим положением. Любое государство, располагающее ресурсами, технологиями и желанием, может стать мировой державой. А с кибернетическими и космическими технологиями соседями мировой державы становится весь мир.
Таким образом, возникают два вопроса по поводу геополитической стратегии Китая, и ответы на них, основанные на очевидных данных, лишены всяких иллюзий.
Первый вопрос. Нужно ли Китаю быть сверхдержавой, которая оказывает влияние на соседние страны, чтобы делать то, что нужно ему, а не другим? Тот факт, что Китай нуждается в ресурсах – особенно в продовольствии, энергии и минералах – говорит, что да. Китай не потерпит ни малейшей угрозы своим потребностям в мировых ресурсах. Такими мерами, как перекупка сельскохозяйственных угодий, аренда земель в Австралии, постройка железных дорог для экспорта пищевых продуктов со своих ферм в Африке, Китай демонстрирует влияние, которое вышло за границы его традиционных соседских связей.
Вопрос повышения уровня жизни, а, следовательно, увеличения спроса на ресурсы, стал важной проблемой для коммунистической партии Китая. Отбросив все претензии к марксистской идеологии, по-прежнему авторитарная коммунистическая партия имеет легитимность и авторитет только благодаря способности повышать уровень жизни граждан. Китаю необходим в полном смысле этого слова беспрепятственный доступ к мировым ресурсам.
Второй вопрос: учитывая эту потребность, есть ли у Китая намерение стать мировой державой? Наращивание военной мощи страны, а также ее дипломатические инициативы говорят, что да. Программа военно-морского судостроения Китая направлена на создание военного флота, способного действовать в Мировом океане – его подводные лодки, например, сейчас находятся в Индийском океане. Китай имеет ядерное оружие и воздушные, наземные и морские средства доставки. Также Китай реализует обширную военно-космическую программу и обладает, как хорошо известно, наступательным кибернетическим потенциалом. Все эти военные возможности говорят об использовании преимуществ передовых технологий, а не географического положения.
Звездные войны: последние планы Китая

Этот глобальный военный охват идет рука об руку с настойчивыми дипломатическими усилиями и стремлением закрепиться на чужих территориях. В особенности стоит отметить проект «Один пояс, один путь», а также тесно связанный с ним Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Посредством этих инициатив Китай пытается создать сеть экономических объединений в Евразии и Африке, а самому играть роль хаба. Более того, Китай получает существенную выгоду с военной точки зрения, получая доступ к нескольким портам в Индийском океане.
Эти масштабные и долгосрочные программы говорят о намерении Китая стать мировой державой и распространять своё влияние по всему миру.
Учитывая то, что США по-прежнему является мировой державой, скорее всего, на протяжении следующих десятилетий мы будем наблюдать игру двух мировых держав. Это открытый вопрос, будет ли их взаимодействие конкуренцией, сотрудничеством или и тем и другим одновременно.
История – это слабый ориентир. Она дает примеры из прошлого периодов стабильности и нестабильности с двумя хозяевами положения, но тогда противостояние носило региональный характер: Средиземное море, долина Инда, Центральная Америка и так далее. Теперь впервые игра стала глобальной, и «весь мир — театр».
Профессор Роджер Бредбери возглавляет исследовательскую программу стратегий и государственного управления в киберпространстве в Колледже национальной безопасности.

http://inosmi.info/kitay-vykhodit-dalek ... anits.html
God Save the King

Крогер

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крогер » 06 фев 2017, 09:40

.....
Последний раз редактировалось Крогер 06 фев 2017, 15:10, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 20370
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крымский брюзга » 06 фев 2017, 11:53

Офф-топ снесён

Аватара пользователя
Варяг
Старожил форума
Сообщения: 7076
Зарегистрирован: 31 окт 2014, 21:08
Откуда: Асгард

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Варяг » 06 фев 2017, 13:19

Спасибо Крогеру за материал, но только причем тут Китай? Можно перенести в соответствующую тему?
viewtopic.php?f=1&t=1069
God Save the King

Крогер

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крогер » 06 фев 2017, 13:44

...
Последний раз редактировалось Крогер 06 фев 2017, 15:11, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 24217
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Pecheneg » 06 фев 2017, 14:08

На (протяжённом) Морском Шёлковом Пути грядут кардинальные перемены
06.02.17 09:57 ШОС и ситуация в Азии
Автор: Пепе Эскобар
Оригинал публикации: Game-changers ahead on the (long) Maritime Silk Road

От Баб-эль-Мандебского пролива до Малаккского, от Ормузского пролива до Ломбокского, вплоть до транспортного узла Диего Гарсия, что в 2500 милях к юго-востоку от Ормузского пролива, в воздухе повис вопрос: как непредсказуемый новый нормальный человек в Вашингтоне — явно недружелюбно настроенный к Китаю — повлияет на обширный Индийский океан?
Ах, какое тяжёлое испытание географией вкупе с многолетними политическими планами и современными интригами!
А квинтэссенция в чём?
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Аватара пользователя
Варяг
Старожил форума
Сообщения: 7076
Зарегистрирован: 31 окт 2014, 21:08
Откуда: Асгард

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Варяг » 06 фев 2017, 14:32

Крогер писал(а):
Варяг писал(а):Спасибо Крогеру за материал, но только причем тут Китай? Можно перенести в соответствующую тему?
viewtopic.php?f=1&t=1069
Тема твоя,ты хозяин....Но я этой статьей показывал давнишний интерес России к Китаю....
Может не до конца прочитал?
Материал предоставленный тобой имеет отношение к историческим очеркам.
Это имеет небольшое влияние на современное положение Китая как в международной политике, так и в положении по влиянию на мировую политику.
Тема интересна в соответствующем разделе, как типа - исторический опыт или влияние истории на современную политику, ... , но в данной теме будет отвлекать от логически выстроенного информационного построения темы.
God Save the King

Аватара пользователя
Варяг
Старожил форума
Сообщения: 7076
Зарегистрирован: 31 окт 2014, 21:08
Откуда: Асгард

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Варяг » 06 фев 2017, 14:34

Pecheneg писал(а):
На (протяжённом) Морском Шёлковом Пути грядут кардинальные перемены
06.02.17 09:57 ШОС и ситуация в Азии
Автор: Пепе Эскобар
Оригинал публикации: Game-changers ahead on the (long) Maritime Silk Road

От Баб-эль-Мандебского пролива до Малаккского, от Ормузского пролива до Ломбокского, вплоть до транспортного узла Диего Гарсия, что в 2500 милях к юго-востоку от Ормузского пролива, в воздухе повис вопрос: как непредсказуемый новый нормальный человек в Вашингтоне — явно недружелюбно настроенный к Китаю — повлияет на обширный Индийский океан?
Ах, какое тяжёлое испытание географией вкупе с многолетними политическими планами и современными интригами!
А квинтэссенция в чём?
Да пока никто не знает.
Просто Индийский океан и территория прилегающая к нему, превращается в одну из главных шахматных досок мира.
God Save the King

Крогер

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крогер » 06 фев 2017, 15:11

Варяг писал(а):
Крогер писал(а):
Варяг писал(а):Спасибо Крогеру за материал, но только причем тут Китай? Можно перенести в соответствующую тему?
viewtopic.php?f=1&t=1069
Тема твоя,ты хозяин....Но я этой статьей показывал давнишний интерес России к Китаю....
Может не до конца прочитал?
Материал предоставленный тобой имеет отношение к историческим очеркам.
Это имеет небольшое влияние на современное положение Китая как в международной политике, так и в положении по влиянию на мировую политику.
Тема интересна в соответствующем разделе, как типа - исторический опыт или влияние истории на современную политику, ... , но в данной теме будет отвлекать от логически выстроенного информационного построения темы.


Не вопрос

Аватара пользователя
Варяг
Старожил форума
Сообщения: 7076
Зарегистрирован: 31 окт 2014, 21:08
Откуда: Асгард

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Варяг » 06 фев 2017, 21:17

Крогер писал(а):

Не вопрос
Спасибо за понимание.
God Save the King

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 20370
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крымский брюзга » 03 авг 2020, 07:16

Давно не писали про Китай отдельно.
Но, похоже, Пекин скоро будет на первых местах в новостной ленте.
Так что, UP
Изображение

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 20370
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крымский брюзга » 03 авг 2020, 07:33

Мы продолжаем уходить от доллара во взаиморасчетах.

Доля расчетов в долларах при осуществлении торговых операций между Россией и Китаем упала в первом квартале до 46%.
В 30% случаев стороны расплачивались в евро, а юань и рубль "застолбили" за собой долю в 17% и 7% соответственно.

Оборот между странами в этот период эквивалентен 25,35 млрд. долларов
Из них 11,66 млрд расчет собственно в долларах,
Доля в евро в абсолютных цифрах = 6,464 млрд евро
Доля в юанях 30,04 млрд жэньминьби
Доля в рублях 127 млрд. рублей
Изображение

corvinus

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение corvinus » 06 авг 2020, 02:07

Чё-то не к месту вспомнился довольно старый анекдот о поводу курса украинского евро к российскому юаню...

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 20370
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крымский брюзга » 25 авг 2020, 16:38

Изображение

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 20370
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крымский брюзга » 08 сен 2020, 12:08

Китай объявил о намерении продать 20% своего запаса трэжерис.
Пекин допустил такой сценарий в ответ на заявления в Вашингтоне о необходимости заморозки китайских активов и введения новых торговых санкций. Сейчас Китай является самым крупным иностранным держателем облигаций американского госдолга на сумму $1,1 трлн. На втором месте со сравнимой суммой числится Япония.

Китай сегодня оказался в положении России 2014 года, когда в Штатах заявили о необходимости заморозить активы страны, в том числе вложения в облигации. В ответ РФ в течение нескольких лет планомерно выводила деньги из американских ценных бумаг. В итоге вложения России в казначейские облигации снизились со $175 млрд практически до нуля, и угроза заморозки средств потеряла смысл.
Шансы на повторение Китаем этого маневра оцениваются как высокие.
"Опасность для американской экономики даже не в самом факте вывода китайских $200 млрд из облигаций.
В этом случае Федрезерв США просто напечатает дополнительные сотни миллиардов долларов и выкупит облигации у Китая. Однако такой ход Пекина произведет куда более мощный эффект, спровоцировав панику у владельцев облигаций казначейства США по всему миру. По сути это станет для всех сигналом ослабления позиций американской валюты.

Мы помним, как 14 мая президент Дональд Трамп заявил, что запускает процесс перевода доллара из мировой резервной валюты. Это заявление никем не было воспринято всерьез. Но если Китай запустит процесс вывода своих капиталов из американского госдолга, мировые рынки увидят в этом сигнал: доллар активно уступает позиции другим инвестиционным инструментам. Начавшаяся паника станет серьезной проблемой для американской экономики – облигации захотят сбросить многие страны"
профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ имени Плеханова, доктор наук Валерий Масленников.
Ссылка на источник ©
Изображение

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 20370
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крымский брюзга » 08 сен 2020, 17:51

Экономист Иван Данилов (ака Crimson alter) рассматривает варианты сброса Китаем части трэжерис.
В зависимости от политической ориентации и национальной принадлежности тех, кто комментирует эту китайскую угрозу, последствия ее воплощения в жизнь представляются или "мелочью, на которую США даже не обратят внимания", или настоящим апокалипсисом на американских финансовых рынках. Наиболее вероятный сценарий развития событий находится где-то между этими экстремумами, и для того, чтобы понять реальную ситуацию, нужно слегка абстрагироваться от краткосрочных последствий и посмотреть на некоторые долгосрочные тенденции.
....

Если смотреть на ситуацию с точки зрения именно нанесения прямого ущерба экономике США и американским финансовым рынкам, то (к сожалению) нужно самым решительным образом согласиться с теми американскими экспертами, которые считают, что продажа 20% или даже 50% китайского портфеля не станут катастрофой для Белого дома. Причина заключается в банальной математике: бюджетный дефицит Соединенных Штатов только за 2020 год, по официальной оценке конгресса, составит 3,3 триллиона долларов. На этом фоне — даже если Федрезерву придется дополнительно напечатать 200 миллиардов долларов, чтобы выкупить с рынка те самые облигации, которые китайцы будут на рынок выбрасывать, — в краткосрочной перспективе ничего не изменится.
...

Все привилегии, которые Соединенные Штаты получают благодаря тому, что доллар — главная мировая валюта, связаны с двумя факторами.

Первый: на доллары есть огромный спрос вне США и
второй — Штаты целенаправленно уничтожают тех политиков (иногда вместе с их странами), которые пытаются идти по пути дедолларизации своих внешнеторговых связей.

Один из значимых источников спроса на доллары — спрос центральных банков и министерств финансов других стран, которым нужны долларовые валютные резервы (обычно в виде американских государственных облигаций) для того, чтобы поддерживать доверие своих граждан и иностранных инвесторов к собственным национальным валютам. Эту ситуацию можно сформулировать очень грубо, но наглядно: вся суть мировой финансовой системы за последние 50 лет свелась к тому, что только наличие долларовых облигаций в валютных резервах является гарантией сохранения ценности конкретной национальной валюты, а значит, страны, желающие иметь стабильную валюту, буквально были вынуждены кредитовать американский бюджет, причем не всегда на выгодных условиях.

Соответственно, действия КНР по сбросу из своих валютных резервов американских облигаций будут иметь ключевое значение не для нанесения немедленного ущерба США, а как маркер демонтажа существующей мировой финансовой системы. Ибо если Китай сможет спокойно функционировать без американских облигаций в золотовалютных резервах, а юань не превратится в тыкву одновременно с продажей последней облигации американского Минфина, то это значит, что самая крупная (по ППС) экономика планеты и ключевой игрок международной торговли в значительной мере (хотя и не полностью) избавился от долларовой зависимости. И вот это будет для США гораздо большей проблемой, чем любая краткосрочная турбулентность на рынке облигаций, которая может возникнуть сразу после того, как Пекин официально объявит о продаже части и всех принадлежащих ему американских долгов.
...

Китай может попробовать не только и не столько избавиться от необходимости держать свои золотовалютные резервы в американских облигациях, но и стать новым "финансовым полюсом" в мире, который постепенно отходит от тотальной ориентации на доллар. Как подчеркивает японское агентство Nikkei, с 1 сентября Китай открывает доступ иностранным инвесторам на свой внутренний облигационный рынок, что будет важным шагом в деле интернационализации китайского юаня. При этом среди крупных международных инвесторов уже есть серьезный интерес к покупке именно китайских облигаций.
...

Если так будет продолжаться, то рынок облигаций Соединенных Штатов будет "кровоточить деньгами" совсем не из-за того, что официальный Пекин продаст свой портфель на триллион долларов, а потому, что Китай начнет перетягивать на себя те финансовые потоки, которые вот уже 50 лет давали США невероятные финансовые привилегии. Процесс еще в самом начале и займет долгие годы, но сама перспектива подобного развития событий до такой степени пугает Вашингтон, что и Дональд Трамп, и команда Джо Байдена демонстрируют максимальную готовность к тому, чтобы уничтожить Китай или в экономическом, или в прямом смысле до того, как "доллароцентричной" финансовой системе придет конец.
Ссылка на источник ©
Изображение

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 20370
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крымский брюзга » 18 сен 2020, 12:41

Изображение

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 20370
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Крымский брюзга » 15 окт 2020, 21:41

https://www.youtube.com/watch?v=MJGe2Dujm7s
phpBB [youtube]
Изображение

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 24217
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Китай, международные отношения и положение.

Сообщение Pecheneg » 23 апр 2021, 14:20

Адекватны ли также и сегодня подобного рода, как указано ниже, рассуждения, соображения и заявления характеру взаимоотношений России и КНР?!
«Шелковый путь»: Китай объедет Россию по кривой
Почему Россия не вписывается в китайский проект «Нового шелкового пути»

Рустем Фаляхов 08.08.2017, 15:28

Россия может выпасть из китайского проекта «Шелкового пути» — уже в этом году грузы из Китая должны пойти по железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс в обход России. Китайцев не устраивает скорость доставки грузов по России в ЕС. Но главное — это политическая неопределенность в отношениях Москвы с Брюсселем.

https://www.gazeta.ru/business/2017/08/ ... 9363.shtml
В сентябре начнется сервисное обслуживание новой железной дороги от Баку (порт Алят) через Тбилиси до турецкого города Карс. Протяженность магистрали Баку – Тбилиси – Карс (БТК) составила 826 км. Эту ветку начали строить еще в 2008 году. И хотели закончить за три года, но достраивают только сейчас. В июле этого года наконец-то официально объявлено о начале тест-драйва железной дороги, сообщает турецкое издание Daily Sabah.

Как ожидается, БТК начнет полноценно работать в конце 2017 года или в начале 2018-го. И он должен стать составной частью «Нового шелкового пути» — китайского мегапроекта «Один пояс — один путь», призванного соединить Китай скоростным и безопасным торговым коридором с Европой.

В первые годы эксплуатации по магистрали предполагается перевозить 1 млн пассажиров и 6,5 млн тонн грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достичь 17–20 млн тонн и до 2 млн пассажиров в год.

Грузия: на амбициях не экономят

Идея строительства железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс обсуждалась еще в 90-е годы прошлого столетия, после развала СССР. Реализация же началась только в ноябре 2007 года с территории Грузии. Старт проекту дали на торжественной церемонии с участием президентов трех стран-участниц.

Бывший в то время президентом Грузии Михаил Саакашвили сразу охарактеризовал проект «большой геополитической революцией» и связал его с Китаем.

Саакашвили заявил, что «все китайские грузы, которые поступают сегодня в Европу через территорию России, будут идти по этой дороге». На начальном этапе по этой дороге предполагалось перевозить не более 4–5 млн тонн. Это ставило под сомнение рентабельность всего проекта. Но Саакашвили заверил партнеров, что выручит Казахстан. Якобы Астана решила перенаправить на этот участок 10 млн тонн грузов, идущих в Европу через Россию и Белоруссию.

Грузинская часть магистрали — это дорога из Тифлиса в Карс, которая была построена еще по указу российского императора Николая II. Для нового строительства здесь железнодорожного пути Грузия взяла кредит у Азербайджана. Объем кредитной линии — $775 млн. Первый транш в размере $200 млн на 20 лет Государственный нефтяной фонд Азербайджана выдал грузинам под символический 1% годовых.

Второй транш в 2011 году в $575 млн стоил уже 5%, и срок погашения растянули на 25 лет. В докризисное время в Грузии обсуждались и менее затратные проекты, втрое дешевле, но Саакашвили решил не экономить на своих амбициях.

Азербайджан мечтает стать Дубаем

Самое интересное, что даже после погашения кредита Грузия не будет вправе устанавливать тарифную политику на своей части маршрута БТК. Эксклюзивно устанавливать тарифы на транспортировку грузов по БТК намерен Азербайджан — при безусловной поддержке Турции.

Как и соседняя Грузия, Азербайджан пытается использовать свое географическое положение для извлечения транзитной ренты. Но и Баку тоже пришлось потратиться, чтобы транспортный коридор БТК стал эффективным и привлек внимание глобального бенефициара — Китай. В Азербайджане в том же 2007 году решили расширить узкое место будущей торговой магистрали — морской порт на Каспии.

Действующий порт в центре Баку на такую роль не годился и был перемещен на 65 км от столицы, в деревушку Алят. Теперь здесь на площади 20 кв. км строятся порт, терминал для авто- и железнодорожного транспорта — под контейнерные перевозки. Алят также стал зоной свободной торговли. Новый бакинский порт должен будет стать крупнейшим логистическим центром, соединяющим Китай с Европой, Восток — с Западом.

Свободный порт Алят создается по модели Jebel Ali Free Zone (JAFZA) в Дубае. Там это не просто транспортный узел, а целая конгломерация с промышленными предприятиями, банками, жилым сектором. Первая часть проекта Алят рассчитана на перевозку 10 млн тонн грузов и 50 тыс. TEU (20-футовый эквивалент для измерения вместимости контейнеров). Вторая часть проекта начиная с 2017 года увеличит мощность порта до 17 млн тонн грузов и 150 тыс.TEU.

Генплан порта Алят был разработан голландской Royal HaskoningDHV с учетом опыта крупнейших европейских портов — Роттердама и Гамбурга. Консультантом проекта выступает компания DP World, участвовавшая в разработке особой экономической зоны Хоргос в Казахстане. Хоргос также считается частью проекта «Нового шелкового пути».

Транзитная рента манит

Завершение строительства магистрали до турецкого Карса означает, что теперь путь из Китая в Европу стал удобнее, потому что нет необходимости переваливать товары по Черному морю. От Карса до границы с Европой (через Грецию и Болгарию) уже налажено железнодорожное сообщение.

Зарабатывать на транзите товаров из Китая в Европу мечтает едва ли не каждая страна, чье географическое положение это позволяет. Перетянуть на себя «Шелковый путь» хотели бы не только Азербайджан или Турция, не только Россия или Казахстан, Монголия, но и Польша, Болгария, Румыния, Украина. Еще в прошлом году «Украинские железные дороги» заявляли о запуске поездов в Китай в обход России.

Груз до границы с ЕС украинские железнодорожники обещали доставлять за 11 суток. Но в итоге на доставку ушло 15 с половиной суток.

Китай будет пытаться дружить со всеми странами, которые территориально могут иметь отношение к проекту «Нового шелкового пути», обещая наполнение маршрутов товарами, отмечает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов.

Пока Россия выигрывала у тех же Азербайджана и Турции за счет относительной дешевизны перевозок.

К тому же их стоимость зашкаливает. Это нерентабельно. «Сегодня провезти один контейнер только по морю, на одном отрезке — через Каспий — стоит $1200. За эти деньги можно провезти контейнер от Владивостока до Москвы», — говорит Безбородов.

В Пекине открылся форум «Один пояс — один путь», посвященный амбициозным планам китайского правительства по строительству нового... →

Тем не менее эксперты не исключают, что Россия в перспективе нескольких лет может выпасть из проекта «Нового шелкового пути». Китай пытается тестировать различные пути транспортировки грузов в Европу, диверсифицировать их. Каждый из них имеет преимущества и недостатки. Большая часть грузов до ЕС идет морем. На сухопутные перевозки товаров из Китая приходится лишь 5–6% его грузов. Основной их объем идет по российской Транссибирской магистрали (1,5 млн тонн) при стоимости $6–7 тыс. за контейнер.

«Но проблема упирается в загруженность Транссиба внутренними российскими грузами и низкую пропускную способность магистрали. Выдержать масштабный дополнительный транзит из Китая затруднительно», — говорит Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade.

Вторая существенная проблема для наращивания транзита через Россию и Казахстан в Европу — скорость движения грузовых составов. Средняя скорость по Транссибу — примерно 12 км/ч, здесь много «узких участков», где движение тормозится, напоминает Гойхман. По данным Безбородова, скорость контейнерных доставок по Китаю и на экспорт составляет 40 км/ч.

Китай это понимает, но не торопится инвестировать в транспортную инфраструктуру России, отмечают эксперты.
Дальше деклараций о намерениях и подписания совместных меморандумов между Пекином и Москвой дело не идет. И проблема не в деньгах, а в геополитике, в обострившихся взаимоотношениях России с Западом.

Китайцы любят повторять, что между Китаем и США прохладные политические отношения, но горячие экономические связи. В Китае давно прописались все крупнейшие торговые компании США и банки. С Россией все наоборот. Идеологически две страны близки друг другу, что неоднократно доказывают, например, результаты голосования по повестке Совбеза ООН. А вот экономическая интеграция развивается с трудом.

Это не дорога с верблюдами

«Одна из главных проблем, которая произошла с Россией в последние годы, это то, что она стала труднопредсказуемой страной, с непредсказуемой внешней политикой», — говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

РЖД видят растущий интерес зарубежных инвесторов к инфраструктурным проектам в России

«Зарубежные инвесторы не боятся»

К проекту высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань проявляют интерес как китайские, так и немецкие компании. О том, когда будет готов... →

Неудивительно, что многие партнеры России, даже вроде бы политически лояльные, стремятся на всякий случай присмотреть альтернативные варианты, добавляет эксперт. Китай задействовал сейчас не менее шести вариантов доставки грузов в ЕС.

Сами китайцы, когда их спрашивают, а в чем проблема, почему возрождаемый сейчас «Шелковый путь» из Китая в Европу не может пролегать через соседнюю российскую территорию, отвечают философски, уклончиво. «Шелковый путь» — это не линия на карте, не доставка грузов из пункта А в пункт Б. «Шелковый путь» — это не дорога с верблюдами», — говорил в интервью «Газете.Ru» полномочный министр посольства КНР в России, участник Восточного экономического форума Чжан Ди. Это путь к росту и совершенству. Присоединиться к этому пути имеет право любой. И Россия в нем задействована, успокаивал китайский чиновник.

https://www.gazeta.ru/business/2017/08/ ... ge&updated

После этой публикации идёт уже третий год, но как-то не появлялись сообщения о том, как же работает каспийско-азебайджано-грузинско-турецкая часть " Шёлкового тути" Китай - Европа!
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Ответить