Занимательная этнография

Основной форум

Модераторы: Крымский брюзга, Pecheneg

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 24217
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Занимательная этнография

Сообщение Pecheneg » 20 авг 2019, 16:35

Гагаузы и болгары за официальное двуязычие: на родном и русском языках

В процессе национального самоопределения населяющих СССР больших и малых народов в 1990-91 гг. каждая национальная община пребывала в эйфории от потенциальных возможностей самостоятельного развития. Но реальная жизнь оказалась суровее, чем представлялось в рамках пролетарского интернационализма.

Как бессарабские тюрки отстояли право на русский язык

Игорь Иваненко 19.08.2019, 15:08 История

19 августа 1990 года съезд гагаузских депутатов всех уровней провозгласил создание самостоятельной Гагаузской Республики в составе СССР. Одной из основных причин такого решения стало противоречие с Кишинёвом по поводу использования русского языка в образовании и деловой сфере

Гагаузы — это немногочисленный тюркский народ православного вероисповедания, живущий преимущественно на юге Бессарабии. Здесь в Комратском, Чадыр-Лунгском и Вурканештском районах сосредоточена основная масса гагаузов (около 150 тыс. человек), являющихся потомками переселенцев из Добруджи. Колонизация гагаузами и близкими им культурно болгарами Южной Бессарабии происходила после присоединения этого края к Российской империи в 1812 г.

Тогда, после выселения из Бессарабии осман и буджакских татар, стимулировалась миграция в новую российскую провинцию христиан с Балканского полуострова, из Дунайских княжеств, Центральной Европы, внутренних губерний Российской империи. Так, собственно, и формировался исключительно многонациональный состав населения юга Бессарабии, когда ни один этнос не обладает абсолютным большинством и не может быть назван автохтонным (коренным).
Этническая пестрота региона привела к появлению двуязычия, при котором внутри этнических общин используется соответствующий национальный язык, а межнациональное общение происходит преимущественно на русском. Овладение официальным языком империи также давало доступ к образованию, позволяло строить успешную карьеру.

В XX в. знание русского языка способствовало территориальной мобильности в рамках огромной державы. Попытки вытеснить русский язык из официальной сферы в период румынского владычества на юге Бессарабии (в 1856-1878, 1917-1940, 1941-1944 годах) вызывали недовольство не только среди этнических русских, но и среди болгар, гагаузов.

Кстати, первое заседание исполкома Болградского городского совета на украинском языке прошло лишь 26 июля нынешнего года под влиянием недавно принятого в Киеве закона по обеспечению функционирования украинского языка как государственного. Ранее языком делопроизводства в органах самоуправления преимущественно болгарского города и района являлся русский.

В первой половине ХХ в. гагаузы имели преимущественно негативный опыт взаимодействия с Румынским государством. Бухарест проводил политику ассимиляции гагаузов, в 40-е годы на официальном уровне существовали проекты выселения этого народа из Бессарабии в Турцию и за Днестр.

В составе национальной Молдавской Республики гагаузы оказались после раздела Бессарабии советскими властями между Кишинёвом и Киевом. В 1940 г. населённые пункты с преимущественно гагаузским населением были переданы в состав Молдавской ССР, а с болгарским населением — Украинской ССР.
Первые попытки образования автономии гагаузов в составе МССР были предприняты в 1948-1949 и 1957-1958 годах. Они закончились лишь частными мерами по возрождению языка и культуры гагаузского народа, но главной цели не достигли. Причиной тому было отсутствие должной поддержки автономии среди самого православно-тюркского этноса. В тот период гагаузский народ обладал ещё не полной социальной структурой: подавляющее его большинство составляли крестьяне, доля интеллигенции и служащих была мизерной. К концу 80-х годов ситуация существенно изменилась: гагаузы были широко представлены в органах управления трёх районов своего компактного проживания на юге МССР, возглавляли ряд колхозов и агропромышленных объединений, являлись депутатами Верховного Совета Молдавии и даже народными депутатами СССР. Сектор изучения гагаузского языка работал в Молдавском филиале Академии Наук СССР, росла численность гагаузской творческой интеллигенции.

Всплеск автономистских настроений среди гагаузов на излёте перестройки не был направлен на дезинтеграцию Советского Союза. Напротив, он был обусловлен негативной реакцией на стремление ультранационалистических кругов, захвативших власть в Кишинёве, покинуть СССР и разорвать союзные узы с Россией.

Националистические настроения в Кишинёве стали нарастать в 1988 г. и нагнетались Народным фронтом Молдовы. В начале 1989 г. его сторонники приступили к проведению несанкционированных акций под лозунгами «Молдаване — коренные жители Бессарабии!», «Суверенитет, язык, латинский алфавит!», «Руководство республики — из национальных кадров!» Эти настроения совпадали с интересами национальной партийно-хозяйственной номенклатуры, стремившейся ослабить контроль со стороны союзного центра.
31 августа 1989 г. вопреки протестам русскоязычного населения Верховный Совет МССР принял закон, закреплявший статус государственного только за молдавским языком, переводившимся на латинскую графику. В адрес гагаузского языка в нём делался реверанс: «Молдавская ССР обеспечивает охрану и развитие языка гагаузской народности, большая часть которой проживает на территории республики».

Тем не менее, гагаузов этот документ не устроил по двум основаниям. Во-первых, идентификацией гагаузского этноса как «народности». Во-вторых, закон существенно ограничивал возможности не молдавского населения на рынке труда, особенно в сфере управления.

В тот период в Гагаузии шло становление культурно-просветительских организаций. Их объединяло не только стремление к развитию собственного этноса, но и закрепление статуса государственного в МССР также и за русским языком. «В противном случае, — утверждали участники массового митинга в Чадыр-Лунге, — мы будем требовать создания на юге автономии, в которой русскому языку будет придан статус государственного языка».

21 мая 1989 г. состоялся объединительный съезд культурно-просветительских организаций региона в народное движение «Гагауз халкы» («Гагаузский народ»). Примечательно, что из 528 участников съезда этническими гагаузами были 332, остальные — болгары, русские, украинцы, молдаване и др.

Форум принял обращение к руководству МССР с требованием сформировать комиссию по разработке принципов создания Гагаузской автономии. Народный депутат СССР — этнический гагауз Михаил Пашалы озвучил инициативу по созданию автономии на заседании Всесоюзного съезда народных депутатов. Активное участие в подготовке «гагаузского вопроса» принял народный депутат от Ровенской области Украины — этнический гагауз Ануфриев.

Ключевое предложение гагаузского съезда было с пониманием встречено в Москве и по рекомендации ЦК КПСС Президиум Верховного Совета МССР создал соответствующую комиссию. В кишинёвских верхах идея автономии была воспринята менее благосклонно, однако открыто оппонировать ей пока не решались.

Была выбрана тактика дискредитации инициативы и разжигания антигагаузской истерии. Как по команде в ведущих изданиях республики появились материалы, очерняющие гагаузскую общину. Вот, к примеру, один из заголовков в газете «Молодёжь Молдавии» за 1 октября 1989 г. «Хроника вандализма. Лишай (гагаузы в Молдавии)».

Антигагаузские лозунги появились на уличных мероприятиях, проводимых Народным фронтом Молдовы. Вместе с речёвкой «Чемодан — вокзал — Россия» зазвучало «Гагаузы — не народ, а национальная группа», «Нет гагаузской автономии!».

Позитивных результатов работа комиссии в таких условиях дать не могла. Однако сам факт её создания привлёк внимание к нескольким вариантам обустройства гагаузской автономии. Три наиболее обсуждаемые проекта можно условно озаглавить: Буджакский, Гагаузско-болгарский и Гагаузский.

Первый из них — наименее реалистичный, основывался на предложениях сотрудника Украинского педагогического техникума в Одессе, а впоследствии — доцента Кишинёвского университета Ивана Мещерюка. Они направлялись ещё на имя Хрущёва и Булганина и касались создания Бессарабской (Буджакской) Автономной ССР на базе районов юга МССР и бывшей Измаильской области Украины. Межэтническая консолидация в ней предполагалась на основе государственного статуса русского языка. Безволие союзного центра конца 80-х годов делала маловероятным принятие решения об изменении межреспубликанских границ.
Включение в состав автономии преимущественно болгарского Тараклийского района МССР предполагал второй проект. Однако он натолкнулся на настороженное отношение к гагаузскому автономизму со стороны болгарских элит. Поскольку численность болгар на юге МССР была существенно ниже, чем гагаузов, первые опасались оказаться в обсуждаемой автономии на вторых ролях. Кроме того, Кишинёву было значительно проще провести «индивидуальную разъяснительную работу» с немногочисленными лидерами болгар.

Наиболее реалистичным был проект, предполагавший включение в состав автономии населённых пунктов, где гагаузы составляли компактное большинство в трёх упомянутых районах МССР.

К концу 1989 г. движение «Гагауз халкы» существенно укрепило своё влияние на юге Молдавии. Число его активных сторонников достигло 3-х тыс. человек. Идеей автономии прониклись руководители ряда районных комитетов партии, местных и региональных советов. 12 ноября в городе Комрате (будущей гагаузской столице) состоялся Чрезвычайный съезд представителей гагаузского народа. Он провозгласил Гагаузскую АССР в составе МССР, обратился к высшим органам власти Молдавии и Союза ССР утвердить данное решение.

В принятой декларации отмечалось «…гагаузский народ заявляет о своем подлинном интернационализме и решимости создать равные условия для жизни, деятельности и развития болгар, молдаван, украинцев, русских, евреев, чехов и представителей других народов, проживающих на территории гагаузского автономного образования». Юридическое обоснование автономии готовил кандидат юридических наук из Одессы И.И. Карагаш.
На следующий день Президиум Верховного Совета МССР объявил решения Чрезвычайного съезда антиконституционными. Но это не помешало провести 3 декабря второе заседание съезда и создать Временный комитет для утверждения автономии.

1990 г. принёс обострение межнациональных отношений в Молдавии.

Новый состав Верховного Совета республики, большую роль в котором играли прорумынски настроенные депутаты от Народного фронта (унионисты — сторонники объединения с Румынией), добился принятия новой государственной символики. Она была унифицирована с государственными символами (флаг, герб, гимн) Румынии. 23 июня парламент провозгласил суверенитет Республики Молдова, попутно осудив заключение пакта Молотова — Риббентропа (1939 г.) и признав незаконным создание Молдавской ССР в 1940 г.

По сути, открыто проводился курс на выход Молдавии из Советского Союза.

Как же наивно звучат сегодня аргументы, которыми унионисты в 1990-м обосновывали свои действия! «Все беды Молдовы заключаются в том, что она кормит весь Советский Союз… Как только Молдова перестанет кормить других и начнет экспортировать свои помидоры в страны Европы, молдавский народ заживет также благополучно, как и европейцы» — говорил тогда лидер Народного фронта, премьер-министр Молдовы Мирча Друк.

Гагаузские депутаты как могли этому курсу противодействовали, поскольку не испытывали желания вновь стать частью Румынии. Одновременно они пытаясь внести на рассмотрение парламента вопрос об автономии, но безуспешно. Силы были слишком не равны, не хватало даже поддержки народных избранников от русскоязычного Приднестровья. Именно на почве координации действий по противостоянию прорумынским силам сложилось политическое партнёрство Гагаузии и Приднестровья, существующее и сегодня.

В этих условиях гагаузы сделали самый радикальный шаг в своём самоопределении.

19 августа 1990 г. прошёл Первый съезд гагаузских депутатов всех уровней (754 делегатов). В ряде источников его ещё именуют как Съезд народных депутатов степного юга Молдавской ССР.

Форум заявил, что «гагаузы считают себя свободными от каких-либо политико-правовых обязательств по отношению к ССР Молдова, поскольку Верховный Совет республики признал незаконным факт образования Молдавской ССР».

Гагаузская Республика провозглашалась в качестве самостоятельного субъекта СССР, назначались выборы Верховного Совета Гагаузии. Примечательно, что в название вновь провозглашённой республики делегаты не стали вносить терминов «Советская и Социалистическая».

Кишинёв в очередной раз аннулировал решения, принятые в Комрате. Однако теперь решился на репрессивные меры. В августе правительство Молдавии приняло решение о роспуске движения «Гагауз халкы». Затем началась подготовка похода военизированных отрядов унионистов («волонтёров») для усмирения гагаузов.

Начало этой акции под громким названием «поход справедливости» было объявлено 22 октября, за несколько дней до выборов в Верховный Совет Гагаузии. В ней участвовали свыше 20 тыс. человек. 26 октября парламент Молдавии объявил в населённых пунктах Гагаузского юга чрезвычайное положение.

Население гагаузских городов и сёл встретило эти действия рытьём траншей и возведением баррикад на въездах в населённые пункты. 27 октября под вой сирен и колокольный набат (гагаузы отличаются большой религиозностью) начались первые парламентские выборы в истории гагаузской государственности. В тот же день на помощь Гагаузии через территорию Одесской области пришла колонна рабочих отрядов из Приднестровья.

Для того, чтобы не допустить кровопролития в ночь на 26 октября в Гагаузский регион по указанию из Москвы были введены части внутренних войск и дислоцированной в Болграде дивизии воздушно-десантных войск.
Выборы состоялись, а 31 октября был избран председатель Верховного Совета Гагаузии — Степан Топал. Через несколько дней он уже участвовал во встрече с руководством СССР и МССР, проходившей в Москве.

По итогам встречи была создана согласительная комиссия. Союзный центр настаивал на необходимости обеспечить представительство граждан не титульной нации в органах власти Молдавии, но в тоже время признал контрпродуктивным одностороннее провозглашение автономии.

Новый импульс конфликту придал августовский путч 1991 г. и окончательная дезинтеграция СССР. В дни путча молдавские спецслужбы арестовали лидеров автономистского движения, в ответ на это через Гагаузию было заблокировано железнодорожное сообщение между Молдовой и Украиной. Вместе с блокировкой железной дороги приднестровцами (их лидеры тоже были арестованы) это парализовало работу крупнейшего советского речного порта Рени.

Кишинёв был вынужден освободить политических оппонентов, но конфликт побудил самоопределившуюся республику ускорить создание своей правоохранительной системы и Национальной гвардии.
В условиях, когда силовое противостояние становилось бесперспективным, Верховный Совет Молдовы наконец-то приступил к рассмотрению проектов национально-культурной автономии гагаузов. На их основе осенью 1991 г. был разработан проект закона о статусе Гагауз Ери (Гагаузского края). Новое административно-территориальное образование предлагалось наделить самоуправлением в решении социально-экономических вопросов, языками делопроизводства сделать молдавский, гагаузский и русский.

Однако принять этот документ в условиях политического господства прорумынских сил в Кишинёве было невозможно.

Обсуждение законопроекта вызвало резонанс в украинской части Бессарабии. Болградские городской и районный советы тогда активно обсуждали инициативы по созданию русскоязычной Буджакской автономной республики, Болградского национального округа, приданию русскому языку на Украине статуса второго государственного.

В конце 1991 г. — первой половине 1992 г. наступила активная фаза приднестровского конфликта.

Получивший большое военное наследство от Одесского военного округа Кишинёв форсировано создавал национальную армию и решил силой навести «конституционный порядок» в Приднестровье.

Симпатии гагаузов всецело были на приднестровской стороне. Было ясно, что в случае покорения Тирасполя следующей целью кишинёвских "ястребов" станет менее сильный Комрат. В Приднестровских войсках воевали гагаузские добровольцы, Комрат оказывал Приднестровью гуманитарную помощь.

Финальная часть драмы вокруг Гагаузской автономии разыгралась после того, как стихли военные действия на Днестре.

Провал наступления молдавских войск обусловил политическое поражение унионистов. Спикером вновь избранного парламента Молдовы в начале 1993 г. стал Пётр Лучинский — сторонник достижения компромисса с гагаузами.

После серии переговоров с Комратом и острых дебатов в молдавском парламенте был принят органический (конституционный) закон о создании Автономно-территориального образования Гагаузия (Гагауз Ери). Это произошло 23 декабря 1994 г. Документ признавал гагаузский народ первичным носителем статуса автономии. В случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства провозглашалось право народа Гагаузии на внешнее самоопределение.
По итогам референдума, проведённого 5 марта 1995 г. в состав автономии вошли 30 населённых пунктов. В мае того же года избиратели выбрали первого башкана (главу правительства) и Народное Собрание (парламент) автономии. В 1998 г. Собрание приняло Уложение (Основной Закон) Гагаузии, а в 2003 г. особый правовой статус Гагаузии был закреплён в Конституции Республики Молдова.[/spoiler]За время существования Гагауз Ери сменилось несколько башканов и составов Народного Собрания. Они принадлежали к различным партиям, были в различных отношениях с Кишинёвом, но автономия неизменно продолжала развиваться в русском культурно-языковом пространстве.

По словам Ирины Влах, ныне возглавляющей Гагаузию, 98% детсадов, школ, колледжей и институтов региона предоставляют образование на русском языке. На основе регионального законодательства российские СМИ продолжают вещать здесь в полном объёме, чего нет в остальной Бессарабии. На русском языке выходит основной массив материалов в местных СМИ.

Это обстоятельство, а также мощная поддержка гагаузами в Молдове пророссийских политических сил позволили автономии добиться серьёзных экономических бонусов. До возобновления экспорта молдавской сельхозпродукции в Россию в 2019 г. это право Москва предоставляла преимущественно предприятиям из Гагаузии. Как следствие, поставки из автономии в РФ после введения данного правила в 2015 г. выросли на четверть.

При всей, казалось бы, уникальности гагаузского опыта обретения своей автономии он вполне вписывается в общую логику этнополитических процессов в Новороссии — когда многонациональные русскоязычные общества, сформировавшиеся в рамках Российской и Советской империй, противостоят национальным этнократическими государствам.

Создание региональных государственных образований (Одесская Советская Республика, АТО Гагауз Ери, Приднестровская Республика), как правило, носило вынужденный характер, являлось защитной реакцией на национальную унификацию.

https://ukraina.ru/history/20190819/1024670384.html
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 24217
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Занимательная этнография

Сообщение Pecheneg » 14 сен 2019, 12:10

День в истории. 13 сентября: во Львовском университете основана кафедра русинской филологии

Олег Хавич 13.09.2019, 01:00 История

День в истории. 13 сентября: во Львовском университете основана кафедра русинской филологии

В этот день в 1848 году русины получили лишь малую долю того, на что претендовали во время «Весны народов». Университетская кафедра — это, конечно, немало, но требовали они намного большего
Как известно ныне не только историкам, 170 лет назад никаких «украинцев» просто не существовало. Часть подданных Российской империи, живших тогда на территории нынешней Украины, называли себя малороссами. А их собратья, подданные империи Австрийской — в Галиции, Буковине и Угорской Руси — гордо именовали себя русинами и ощущали себя частью «русского мира», хоть и специфической, но всё же неотъемлемой.
Причём самыми активными русофилами были галичане, и это наводит на мысль о том, что для жителей Галичины важна в первую очередь сама активность, а не её вектор.

Именно жители Королевства Галиция и Лодомерия (Владимерия, т.е. Волынь со столицей в г. Владимир) — Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий — создали в 1832 году во Львове литературную группу «Русская Троица».

Первый их рукописный сборник «Сын Руси» (1833) открывался стихом Шашкевича «Слово до читателей руського язика». А изданный «Русской Троицей» в 1837-м в Будапеште (во Львове его запретила цензура) альманах «Русалка Днѣстровая», пронизанный идеей славянской взаимности, был напечатан русским шрифтом («гражданка») с использованием фонетического правописания.

Главной проблемой первых русинских литераторов была неразвитость языка народа, к которому они пытались обращаться. Тогда народный язык галицких русинов содержал не более 700 оригинальных слов ежедневного употребления, и для создания литературных произведений не было иного выхода, кроме создания новых слов на основе лексики и орфографии церковно-славянского языка.

Таким образом, в 1830-40-х образованная часть русинов говорила и писала на языке, весьма близком тогдашнему русскому.

Поэтому, когда в 1848-м в Европе началась череда революций, известная как «Весна народов», русины Галиции (и входившей тогда в её состав Буковины) отказались сотрудничать с Центральным Национальным Советом, созданным во Львове поляками, и 2 мая 1848 года учредили «Головную Русскую Раду» в главе с греко-католическим митрополитом Григорием Яхимовичем.

Примечательно, что в её состав вошли многие люди, ранее сотрудничавшие с «Русской Троицей», а на первом заседании Рады присутствующие почтили память Маркияна Шашкевича и пообещали продолжить его дело.

Стоит отметить, что в отличие от подчёркивающих свою революционность поляков, русины создали свой национальный совет только после публикации 25 апреля 1848 года проекта новой Конституции Австрии, которая гарантировала свободу союзов и равенство всех граждан империи, независимо от этнического происхождения.

Кстати, три делегата от Головной Русской Рады приняли участие в «Первом славянском конгрессе в Праге» 2-12 июня 1848 года, где выступали за признание права русинов на национально-территориальную автономию в пределах Австрийской империи.

Головная Русская Рада (ГРР) подчёркивала связь галицких русинов с исторической Русью.

В обнародованном 10 мая 1848 года «Воззвании к русскому народу», напечатанном на русинском, польском и немецком языках, было сказано:

«Мы, галицкие русские, принадлежим к великому русскому народу, который говорит на одном языке и насчитывает пятнадцать миллионов, из которых два с половиной миллиона населяют Галицкую землю. Этот народ когда-то был независимым, равнялся с самым славным народами Европы, имел свой язык, свои законы, своих князей. Одним словом, он был состоятельным, богатым и сильным».

Нынешние украинские историки ничтоже сумняшеся заявляют, что это была «первая декларация единства галицких и приднепровских украинцев», несмотря на то, что подобный этноним появится лишь через несколько десятков лет.

Полноте, не могли ведь подданные императора Австрии публично заявить, как в своё время казаки Богдана Хмельницкого: «Хотим под царя белого, царя московского!» Потому и вспоминали о неназванных князьях, сидевших в неназванном городе, хотя всем было понятно, что речь шла о Киеве, находившемся в XIX веке в составе Российской империи.

Правда, и власти в Вене, и поляки во Львове всё это прекрасно понимали.

Последние 23 мая 1848-го создали организацию-спойлер для ГРР, назвав её «Русский Собор». Хотя в её состав входили поляки и ополяченные русины («Gente Rutheni, natione Poloni» — «русины польской нации»), редактором газеты «Русского Собора» под названием «Dnewnyk Ruskij», издававшейся на латинице, согласился стать один из членов «Русской Троицы» Иван Вагилевич.

«Русский Собор» с самого начала резко критиковал все идеи Главной Русской Рады, в первую очередь — о разделе Галичины на польскую и «рускую» части, высказанное в венском парламенте депутатами-русинами из Галичины, среди которых были руководители ГРР, греко-католические иерархи Григорий Яхимович и Михаил Куземский, а также учёный Иван Борискевич.

Поляки также обвиняли ГРР в стремлении оторвать Восточную Галичину от Австрийской империи и присоединить её к России. На страницах «Дневника русского» регулярно публиковались статьи антироссийской направленности, в которых содержались мысли о соединении поляков и малороссов для борьбы против российского царизма. Авторы газеты также печатали положительные отзывы о деятельности Кирилло-Мефодиевского братства и Тараса Шевченко, называя его «мучеником дела руськой свободы», и гетманов Мазепы и Выговского.

Понимая, к чему могут привести подобные обвинения, Головная Русская Рада 2 августа 1848 года принимает послание к депутатам Австрийского парламента, озаглавленное «К нашим братьям — немцам».

В нём было сказано: «Раздаются голоса, не желающие нам национального развития и подозревающие нас в тяготении к России. Эта точка зрения представляет с давнего времени опасную позицию, с которой наши враги смертоносными ударами нападают на нашу национальность, когда лишь она дерзнёт проявлять признаки жизни. Братья-немцы! Великороссы — наши соплеменники. Одна и та же славянская кровь течёт в наших и их жилах, общая судьба с прошедших времён, родственный язык, обычаи и т. п. делают великорусских братьев для наших сердец ценными и дорогими. Если бы мы то отрицали, мы бы лгали и не могли бы перед очами Европы выступать как честные и добросовестные люди».

Именно чтобы отбросить любые подозрения в пророссийскости, галицкие русины, в отличие от большинства других славян (сербы, хорваты, чехи, словаки, словенцы) отказались от использования цветов русского флага в своём национальном знамени. На заседании Головной Русской Рады было решено, что «знамя земли рускои тутейшои есть левъ, цвѣты руски жовтый й синій».

Д.А.Марков стоит в центре. 1907 г. Киевская мысль. Приложение. 1907. № 43. С. 328. из личного архива автора
К тому времени уровень претензий русинов был уже значительно ниже, и с политического опустился на культурно-образовательный.

16 июля 1848 года решением ГРР по примеру других славянских народов Австрийской империи было создано общество «Галицко-русская матица», которое провозгласило своей целью «Подносити и ширити образованье в русском народе посредством издаванья соответных книжек».

Глава делегации галицких русинов в парламенте Австрийской империи Иван Борисикевич заявил, что «для успокоения культурных потребностей поляков в Галиции существует Краковский университет, а Львовский должен стать руським».

Но подобное требование невозможно было реализовать ни политически, ни кадрово, поскольку поляки составляли большинство как среди политической и хозяйственной элиты Львова и Галичины, так и среди преподавателей Львовского университета.

Хотя он с 1817 года носил имя императора Франца I, поляки называли его «Университетом Яна Казимира» (польского короля, даровавшего в 1661-м статус университета Львовской иезуитской коллегии). После перехода Галиции под власть Вены в 1772-м основными языками преподавания в университете были сначала латинский, потом немецкий, а польский был лишь дополнительным, окончательно он из аудиторий не исчезал (в отличие от русинского, преподавание последнего курса на котором было прекращено в 1808-м).

А 6 апреля 1848 года императорский наместник в Королевстве Галиция и Лодомерия граф Стадион подписал указ о предоставлении Львовскому университету полной автономии и разрешении преподавания на польском языке, что было воспринято как признание за университетом статуса польского.
Поэтому когда 13 сентября 1848 года был издан декрет императора Австрии Франца Иосифа I об открытии во Львовском университете кафедры русинской филологии (Ruthenische Philologie), это решение не удовлетворило ни поляков, ни русинов.

Последние попытались продемонстрировать, что могут претендовать на большее, чем одна кафедра в польско-немецком университете, и провели 19-26 октября во Львове «Собор учених руских и любителей народного просвѣщенія», известный как «Собор русских учёных». Однако среди 118 делегатов этого съезда собственно учёных было не так много, а большинство составляли духовенство, учителя, журналисты, мелкие служащие, юристы, студенты — то есть те, кого ныне назвали бы «активистами».

Главными вопросами этого съезда были кодификация русинского языка и распространение образования на нём. Большинство членов секции языка и литературы Собора высказались за литературный язык, близкий к народному, «гражданский» (а не церковно-славянский) шрифт и фонетическое правописание.
Одним из главных событий на собрании стал доклад бывшего члена «Русской Троицы», греко-католического священника Якова Головацкого, «Дискуссия о языке южно-русском и его наречиях», в котором он изложил свои идеи об этническом и языковом единстве «всего малорусского народа». По мнению польских исследователей, именно эта работа стала поворотным моментом в процессе формирования национального самосознания галицких русинов.

Головацкий стал первым учёным, который заявил, что галицкие русины и малороссы — это один народ, который пользуется одним языком, просто со многими местными вариациями.

Неудивительно, что именно Яков Головацкий 13 декабря 1848 года был назначен первым руководителем кафедры русинской филологии Львовского университета.

Профессор Головацкий сделал блестящую академическую карьеру: в 1858 году стал деканом философского факультета, а в 1863-1864 годах был ректором Львовского университета. Головацкий был откровенным москвофилом и не скрывал своего сотрудничества с Россией, в частности, добивался российских стипендий для своих студентов, которые позже становились школьными преподавателями в Холмщине (часть нынешней Польши, тогда территория Российской империи).

Однако роковую роль в жизни этого учёного сыграли не какие-то реальные действия, а конфликт с императорским наместником Галичины, поляком Агенором Глуховским.

Граф Глуховский писал на профессора Головацкого доносы в Вену, организовал несколько обысков в его доме и дисциплинарное разбирательство против учёного в университете. Собственно, это была часть разворачивающейся по всей Австро-Венгрии кампании против москвофилов. Хотя в 1866-м университетская комиссия признала невиновность учёного, решение его судьбы было перенесено в Вену. Яков Головацкий пришёл к выводу, что любое польско-русинское сотрудничество невозможно.

«С поляками жить невозможно. До сих пор с поляками шла ожесточённая битва, и не удастся с ними найти modus vivendi. Этот гордиев узел может разрубить разве что русский меч!» — написал тогда учёный.

В 1867 году Яков Головацкий в составе славянской делегации принял участие во Всероссийской этнографической выставке в Санкт-Петербурге, на которой произнёс речь о русском национально-культурном единстве и славянском объединении, а 14 мая 1867 года встретился с императором России Александром II.

Всё это в Австро-Венгрии было воспринято как признак притязаний России на славянские земли империи и демонстрацию австрийскими славянами готовности принять российское подданство, что усилило гонения на Головацкого.

В июле 1867 года учёный принял решение уехать в Россию и обосновался в Вильне, где продолжил заниматься этнографией, историей, географией и лингвистикой, издавать статьи и монографии, в частности «Исторические сведения о Буковине» (1869) и «Об исследовании памятников русской старины, сохранившихся в Галиции и Буковине» (1871).

В России Яков Головацкий сложил с себя духовный сан греко-католического священнослужителя и вместе со своей семьёй принял православие. Получив чин статского советника, с декабря 1867 и до самой смерти в мае 1888-го работал председателем Виленской археографической комиссии. С 1871 года Головацкий являлся председателем временной комиссии по устройству Виленской публичной библиотеки и музея, членом распорядительного комитета Западного отдела Императорского русского географического общества в Вильне, а также членом попечительского совета в Виленском округе.

Он был удостоен степени доктора русской словесности Новороссийского университета, чина действительного статского советника, орденов Св. Станислава I степени и Св. Анны I степени, золотой медали Императорского русского географического общества, серебряной медали Общества любителей антропологии и этнографии в Москве, золотой Уваровской медали и премии в 500 рублей, а также Высочайшей благодарности и золотого перстня с рубином и бриллиантами от императора России.

Как было отмечено в изданной в 1879-м в Санкт-Петербурге «Истории славянских литератур», Головацкий «в последнее время своей деятельности ревностно проповедовал единство русской народности от Карпат до Камчатки».

К тому времени фактически созданная Яковом Головацким кафедра русинской филологии Львовского Университета давно была «украинизирована». Но это, как говорится, уже совсем другая история.

https://ukraina.ru/history/20190913/1024964796.html
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 24217
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Занимательная этнография

Сообщение Pecheneg » 06 янв 2020, 12:08

Народы России. Ногайцы

Владислав СКВОРЦОВ (Украина)
04 января 2020-01-04

Ногайцы в России – народ-новичок в том смысле, что сама ногайская этничность сложилась всего пять веков назад в результате сближения тюркских племён, обитавших на пространстве от Волги до Урала. Видимо, поэтому в дореволюционной России ногайцев называли степными или ногайскими татарами.

Прообразом ногайской государственности можно считать Ногайскую Орду, образовавшуюся после распада Золотой Орды и названную по имени хана Ногая. В бесконечных войнах с соседями Ногайская Орда постепенно слабела и раскололась. Часть ногайцев ушли в Османскую империю, часть откочевали на территорию нынешней Средней Азии, а часть осталась в России. Их потомки и составляют сегодня 91-тысячный ногайский народ в Российской Федерации.

Закономерный факт: ногайцы, эмигрировавшие в Османскую империю, почти растворились в турках. Ногайцы, связавшие свою жизнь с Россией, сохранили свою идентичность, язык и культуру. Хотя, как малый народ, они не избежали свойственных проблем – сужение ареала использования родного языка и частичной ассимиляции молодёжи.

Ногайцы проживают на стыке границ Дагестана, Ставропольского края и Чечни, а также в Карачаево-Черкессии и Астраханской области. Интересно, что до 1962 г.в Запорожской обл. Украины существовал Ногайский район как административная единица.

Сохранить в полном объёме свою культуру в окружении такого национального разнообразия непросто, но ногайцы стараются. Самый высокий уровень владения родным языком – у ногайцев в Карачаево-Черкессии и Дагестане. В этих республиках ногайский изучают в школах, на нём издаются газеты, звучат радиопередачи, проводятся фестивали ногайской песни.

К сожалению, в остальных регионах ногайцы быстро ассимилируются и забывают родной язык. Способствует этому то, что ногайцы – один из самых дисперсных народов России. Например, в Сибири и на Урале проживают 30% всех ногайцев. Мигрировать их заставляет поиск рабочих мест. Как правило, во втором поколении они уже переходят полностью на русский язык. Отчасти сохранению ногайского языка благоприятствует низкий уровень урбанизированности ногайцев – самый низкий по России. Всего 28,6% ногайцев проживают в городах.

Главным этническим базисом для формирования ногайского народа послужили знакомые нам по древнерусским историческим источникам половцы. Как в древности русские и половецкие князья часто роднились, так и Ногайская Орда часто выступала союзницей русских, а ногайская знать зарекомендовала себя с лучшей стороны на службе Российской империи. Князья Юсуповы, Урусовы – ногайские историки считают их ногайцами. Во время Ливонской войны ногайцы поддерживали Ивана Грозного.

В XVIII в.ногайцы и территории их проживания и кочевий угодили в перекрестье геополитических столкновений России и Турции, что вылилось в ряд конфликтов. Но закончилось всё добровольным вхождением оставшихся ногайских родов и их земель в состав Российской империи.

В доме друга говори сидя, в доме недруга – стоя. В этой ногайской пословице сжато выражен дух ногайского народа. Ногайцы всегда отличались храбростью в военном деле и радушием для гостей.

Ногайский язык чрезвычайно богат на пословицы и поговорки. Ногайский историк, заслуженный деятель культуры Карачево- Черкессии Рамазан Керейтов, который ушёл от нас в ноябре сего года, подчёркивал важность народного фольклора в воспитании детей (этно-педагогика).

Ногайцы вносят свой вклад в развитие стран и регионов, где они проживают. В турецком городе Ялова в честь ногайской поэтессы Кадрии Темирбулатовой названа улица. В этом году в Анкаре прошла презентация сборника её стихотворений, в Эски-Шахаре – посвящённая ей конференция.

В России же самой узнаваемой ногайской фамилией считается Джанибеков. Абдулхамид Джанибеков (1879-1955) – создатель ногайской письменности, автор первых учебников по ногайской грамматике, составитель четырёхтомного сборника ногайского фольклора «Сокровищница слов».

Дочь Джанибекова Софья Калмыкова-Джанибекова – автор большого русско-ногайского словаря, а внучка Лилия – жена советского космонавта, дважды Героя Советского Союза Владимира Джанибекова, взявшего фамилию жены.

При заселении запорожскими казаками вновь приобретенных РИ территорий к северу от реки Кубань, кочевавших там ногайцев переселили в прикаспийские степи. Ногайцы в настоящее время оставляют одну из этнических групп Дагестана, населяющих равнинную зону республики.

И ещё:

Пригарин А.И. Буджацкие татары

БУДЖАЦКИЕ ТАТАРЫ (Белгородские татары) — собирательное название тюркского населения степных районов Дунай-Днестровского междуречья в XV—XVIII веков. Известны также под именами «ногайцы», «ногайские татары». В славянско-молдавских источниках указывались по главному городу региона Белгород (Аккерман); в османских — по региону «Буджацкими». В степях Евразии от Каспийского до Черного моря в период Золотой Орды поселился ряд кочевых тюркоязычных племен. Этногенез и ранняя история буджацких татар остаются во многом дискуссионными. Выявленные источники позволяют утверждать, что они являются восточными кыпчаками, а Ногайская Орда XV—XVII веков по своему территориальному положению, административному устройству, внешней политике, этническому составу населения, его языку и культуре выступала непосредственной преемницей прежних кочевых империй Евразии. Основу ногайцев составили древние тюркофоны, обитавшие на просторах Западной Сибири, Северо-Западной Монголии, Центральной Азии, Северного Кавказа. В их формировании приняли участие многие кочевые племена степей уйсуны, уйгуры, нойманы, кереиты, кыпчаки, канглы, мангыты и др...
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 24217
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Занимательная этнография

Сообщение Pecheneg » 03 мар 2020, 11:09

Кем были предки западных украинцев

2019-12-10 16:00:46

Галицию принято считать «колыбелью» украинского национализма. В последние годы выходцы из этого региона активно навязывают свою политическую волю другим украинцам. Между тем, историки пришли к выводу, что предки западных украинцев не имели никакого отношения к восточным славянам, проживавшим на остальной территории Киевской Руси.

Лендзянский вопрос

На момент образования раннефеодальных государств в конце I тысячелетия нашей эры славяне уже были объединены в племена. Их названия сохранились в письменных источниках, а вот географическая локализация является темой для научных дискуссий.

О лендзянах, как о данниках киевских князей, упоминает византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей». Это племя поставляло на Днепр лодки, сплавляя их по притокам. Вместе с уличами и древлянами лендзяне жили по соседству с печенегами, и, вероятно, страдали от их набегов. Название этого народа (или, как выражаются учёные, «этнополитического объединения») происходит от «ляд» — так назывались необработанные пустоши и участки выкорчеванного леса, которые осваивались славянскими поселенцами. Лендзяне отождествляются с ляхами, предками нынешних поляков.

По одной из версий, Константин Багрянородный назвал лендзянами племя радимичей, жившее в пределах Могилевской и Гомельской областей современной Белоруссии. В древности было известно, что радимичи некогда пришли в восточные леса из земель западных славян. Однако другие историки помещают лендзян в Галицию и Волынь.

«Украинская» локализация

Исследователь славянского Средневековья, Александр Назаренко, автор статьи о лендзянах в энциклопедии «Всемирная история», обрисовывает границы расселения этого племени следующим образом:

«На востоке ареал лендзян захватывал по крайней мере верховья западных притоков Припяти. Они, вероятно, проживали восточнее краковских вислян и южнее мазовшан, на Сандомирщине, а восточная граница их расселения проходила по Западному Бугу и верховьям Стыри».

Непонятно, почему об этом племени молчат летописцы Киевской Руси. Возможно потому, что лендзяне жили на периферии Древнерусского государства, и если и были покорены Рюриковичами, то лишь частично. Летописи рассказывают историю Червенских городов – постоянного объекта раздоров между Русью и Польшей. Границы этой территории совпадают с зоной расселения лендзян (по версии Назаренко), но здесь же жили гипотетические «червяне». По мнению польских историков, большинство лендзян впоследствии были ассимилированы русами, а их потомки в XIX веке заложили основы западноукраинской «политической нации».

Западные украинцы - поляки?

Так что же, западные украинцы – это «не помнящие родства» восточные поляки, испокон веков проживавшие во Львовской области и её окрестностях? Для такого вывода оснований всё же недостаточно. Все славянские народы близки друг к другу, а в Х веке различий между ними было гораздо меньше, чем сейчас. Например, племя полян известно в районе Познани и Гнезно, а на Днепре жили киевские поляне. Несмотря на одинаковые названия, Польша и Киевская Русь – совершенно разные государственные образования.

Языковые, а затем и религиозные различия между народами накапливались постепенно. Когда Западная Украина в XIV веке стала частью Польши, местные жители уже не были прежними «лендзянами». Новоприбывшие польские «паны» селились в городах, а украинцы оставались в сельской местности – это разделение сохранялось до ХХ века. Ненависть украинцев к полякам, раздутая бандеровцами и вылившаяся в итоге в Волынскую резню, объяснялась, прежде всего, социальными причинами, и никакая общность происхождения уже не имела значения. Отсюда и гипертрофированная приверженность «западенцев» идее украинской государственности, и болезненное отношение к теме примирения с поляками. Вместе с тем, прочие жители Украины имеют совершенно иную этническую историю, восходящую к Киевской Руси – общей родине восточнославянских народов. Данный факт должен быть осознан самими украинцами, если они хотят преодолеть нынешний идейный, экономический и политический кризис в своей стране.

https://cyrillitsa.ru/narody/100945-kem ... incev.html

Рассуждая далее по логике этого материала, можно прийти к выводу, что западные украинцы не автохтонное население на территории их нынешнего проживания, а некая этническая смесь, возникшая за 7 веков (с XIII и по середину XX века)переплавки, попеременных захватов и ассимиляций поляков и восточных славян. А потому отличие западных украинцев от жителей Поднепровья очень существенно и принципиально.
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 24217
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Занимательная этнография

Сообщение Pecheneg » 22 окт 2020, 13:53

Удивительное родство славянских языков: краткому рубленному украинскому "Хрін" по смыслу соответствует протяжному и мелодичному русскому "Хреен"!
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 24217
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Занимательная этнография

Сообщение Pecheneg » 29 окт 2020, 11:44

Тема сохранения и развития одного из древних восточно-славянских народов всегда волнует тех, кто сталкивается с несправедливостью в отношении русинов

Украинизация или смерть. Жестокая судьба русинов на Украине

Максим Максимов 29.04.2020, 17:30 Эксклюзив

Некомпетентный и неспособный к управлению страной Зеленский - демократический президент. Он не рассуждает о захвате Москвы или, на крайний случай, Кубани. В своих видеороликах он держится вполне в русле демократического и общечеловеческого дискурса. Но дьявол, как известно, спрятан в деталях
В видеороликах «от президента» точно не затрагиваются сомнительные темы про «москалей». Несколько напрягает то, что Зеленский повторяет план Порошенко, говоря о Донбассе, но это всего лишь слова, за которыми ничего не стоит. Это камуфляж.

Зеленский ведёт себя как зиц-председатель, а это уже тревожит. На самом деле, нынешняя Украина ведет себя как империя в отношении населяющих ее народов, независимо от того, русские они, венгры или русины.

Например, русский язык, на котором говорит половина страны, в школах отменён, языковой закон продолжает действовать, как и закон о «декоммунизации». Они ничего не забыли и ничему не научились.

И вот эти детали выдают эту власть с головой.

Местечковый империализм

Майдановцы, ворвавшиеся с палками, шинами и кастрюлями на головах во власть, не сделали никаких попыток вступить в диалог с Русской весной и найти компромисс. Начиная с событий в Крыму, Украина как государство заняла полностью империалистическую позицию: давить.

Там, где они и правда столкнулись с военной силой, сдались без боя. Капитуляция была полной и настолько в пух и прах, что это вызвало реальную панику в среде украинских контрактников с материка. Паника была полной: куда там воевать!

Но Киев под властью мятежников даже не рассматривал мирного решения. Напротив, было объявлено о том, что в Крым направят «поезда дружбы», битком набитые бандеровским отребьем вперемежку со спецназом МВД и СБУ.
Опыт усмирений Крыма у Украины на тот момент был. Тренировались в 90-е, тогда этим занималась Национальная гвардия. Но из другой истории: в 90-е президент Кучма добился от Рады согласия на создание «преторианской гвардии», подчиненной лично главе государства. Под названием «национальная гвардия» оно просуществовало до начала 2000-х.

Именно та «нацгвардия» и получала боевой опыт, проводя вполне империалистическую политику жесткого подавления любой национально-региональной дискуссии, выходящей за рамки проплаченных партийных митингов и шествий.

Получив в 2014-м по первое число в Крыму, Киев не понял своей изначальной ошибки. И когда запылало на всём Юго-Востоке, американские кураторы, которым было глубоко всё равно, сколько украинцев и русских лягут в гражданской войне, дали добро Турчинову-Порошенко на применение армии.

Это был былинный позор и новое поражение, куда хуже, чем в Крыму. Но пропасть им не дали.

Колониализм по-украински

Беспорядки, не прекращавшиеся всё десятилетие «весёлых 90-х», дали боевой опыт не только украинским военным. Навыки борьбы приобретали и крымчане.
Коварство Киева было тотальным и тупым. Жители запомнили, как, договорившись с Москвой о статусе Черноморского флота, получив автономный Крым с конституцией, президентом и суверенитетом, Киев нагло обманул своих граждан.

Реальную автономию полуострова Кучма ликвидировал в первые же месяцы своего президентства. 17 марта 1995 года Верховная Рада приняла постановление, которым упразднялся институт президента Крыма.

«Это произошло вопреки всем международным нормам и сегодня может послужить одним из доказательств незаконности нахождения полуострова в составе Украины, грубого игнорирования прав крымчан со стороны Киева, — писал первый и последний президент республики Крым Юрий Мешков. — Захват Крыма силой оружия явился не чем иным, как фактом оккупации Крыма Украиной».

Мало кто помнит, но Киев тогда впервые применил свои вооружённые силы в реальной боевой операции. Украинский спецназ тогда захватил здание Верховного совета Крыма. Командовал операцией лично министр внутренних дел Украины Владимир Радченко.

Затем Крым стал совсем другой, фиктивной автономией, а фактически колонией с прямым управлением из Киева. Да, они и тогда вели себя как победители в войне.

Колония Крым

31 июля 1996 года украинский Кабмин направил правительству Крыма письмо № 14056/2 «О мерах, направленных на идеологическое обеспечение статуса Крыма как составной части Украины».

В соответствии с этим планом 27 августа 1997-го Совмин АРК, подчиняясь давлению, принял постановление «О программе развития сети общеобразовательных учреждений, классов с украинским, крымско-татарским языками обучения, школ и классов с двумя языками обучения».

Притом, что на украинские школы и «мову» в Крыму не было абсолютно никакого спроса.

Так же поступили и с высшим образованием. 15 декабря 1997 года замминистра культуры Украины Рожок, ссылаясь на поручение от 27.11.97, потребовал предоставить график перевода всех вузов АРК на украинский язык, что повлекло массовое сокращение преподавательского состава с постепенной заменой его на прибывших с материка.

На филологическом факультете Симферопольского университета из 25 сокращённых ставок 23 пришлось на отделение «Русский язык и литература». 20 августа 1997 года начальник главного управления юстиции автономии издал предписание № 1230/0112 всем нотариальным конторам в течение полутора месяцев перевести делопроизводство и оформление нотариальных документов на украинский язык.

Надо отдать должное: Верховный совет пытался сопротивляться, приняв 15 октября постановление №1337-1 «О функционировании русского языка на территории Автономной Республики Крым». Русский язык признавался официальным на территории полуострова, а язык обучения в АРК определялся «с учётом права граждан на свободный выбор».

Но последовал окрик Кучмы, и прокурор Крыма подписал представление №7-399 от 27.10.97, о неконституционности решения ВС АРК. Тогда же украинской прокуратурой было признано незаконным аналогичное постановление Харьковского горсовета.
К началу 2000-х преподавание русского языка сократилось на 35%. А русская литература была включена в общую программу «зарубежной литературы», тогда как украинская стала «родной».

Соотношение часов на изучение русского и украинского языков составляло 1:3. На деньги Сороса были выпущены новые учебники, где история подавалась уже совсем не так, как раньше. В новой версии Москва была иностранным захватчиком.

Двадцать лет агрессивной украинизации дали бы свои плоды обязательно. И чёрт знает, чем бы всё кончилось, если бы не события 2014 года. Можно сказать, что все усилия Кравчука, Кучмы и Ющенко пошли насмарку: Турчинов, Парубий и Порошенко пришли и всё испортили.
Колония Закарпатье

Мало кто помнит, но в декабре 1991 года состоялся не только всеукраинский референдум о независимости, но и ещё один плебисцит, в Закарпатской области, где жители края решали вопрос об автономии. Последнее слово по просьбе Кравчука заменили на «особый статус».

Знакомое слово! Тогда оно избавляло первого президента «незалежной» от очень неприятного конфликта и было спасительным. Как изменилось всё! Сегодня слова «особый статус» запрещены к произнесению на Украине под угрозой тюрьмы.

78% закарпатцев выступили за восстановление статуса, предусмотренного ещё Сен-Жерменским договором 1919-го года и осуществлённого в составе Чехословакии до 1939 года. Но после войны Сталин, не очень хорошо понимавший, в чем соль, включил Закарпатье в состав Украины. Совсем не учитывая то, что население региона не украинцы, а русины.

Они во время войны сражались в армии Людвига Свободы, думая, что, изгнав немцев, вернутся в состав Чехословакии, в которой им жилось уж получше, чем в Венгрии. Но спорить с Кобой и его армией никто не стал, хотя и ничего не забыл.

При первой возможности автономию попытались вернуть.
И их тоже обманули, предательски не имплементировав референдум. Просто «кинули». Взамен, все последующие власти полностью подавили не то, что самостийников или даже автономистов — русины были насильственно записаны в украинцы.

Можно сказать, что Украина запретила русинов как отдельную нацию. И это притом, что почти полтора миллиона русинов живут в США, Канаде, Австралии, Югославии, Словакии, Польши, Чехии, Румынии, Венгрии, и везде они спокойно признаны самостоятельной национальностью, кроме Украины, где этот вопрос является табуированным не менее, чем слово «федерализация».

А уж варварская ненависть киевских чиновников к самому слову «русин» не объясняется ничем, кроме реликтового неандертализма. Запрещены книги на русинском языке, пресса, детям запрещено учиться на родном языке. И никакой «мовный» закон, которым так гордится Порошенко (он все же направлен конкретно против русских), не поможет. Потому что русины изначально не признаются отдельной нацией.

По киевским «святцам» они «украинцы» — значит и вопрос национального гнёта ставить нельзя.

Украинизация и русины

Во исполнение поручения правительства госкомитет Украины по делам национальностей разработал «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов».

Обратите внимание, как именно подаётся вопрос! А точки над і расставлялись уже в первом предложении документа: «Четко очертить и задекларировать, базируясь на положениях Конституции Украины, в частности ее статьи 2, позицию Украинского государства относительно бесперспективности идей обособления или автономизации Закарпатья на любой основе — культурной, этнической, административно-территориальной и т. п.».

Это притом, что власти знали о референдуме, одобренном Радой!
К тому же, в составе Украины находилась Автономная Республика Крым.

«Осуществить систему мероприятий, направленных на закрепление позиций «украинскости» Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и пр.).
Предотвратить проведение локальных референдумов с целью определения «самоидентификации» украинцев Закарпатья (русины или украинцы), учитывая, во-первых, научную некорректность постановки такого вопроса в принципе и, во-вторых, живую традицию давнего самоназвания «русин», что может повлиять на результаты такого опроса и дальнейшую политическую интерпретацию его последствий (проведение в Восточной Словакии подобного опроса дало так называемые «законные основания» для признания русинов Словакии отдельной нацией)».


Это не бумагооборот канцелярии рейхскомиссариата Украина времен немецкой оккупации. И не план «Ост».

Это XXI век. Киев. Европа.

https://ukraina.ru/exclusive/20200429/1027565545.html

У каждого современного славянина, будь-то русского, поляка, украинца, белоруса, словака, хорвата, болгарина... защемит сердце, когда он услышит о безрадостной судьбе жителей Подкарпатской Руси, которых настойчиво пытаются переделать в кого-то более современного, сильного и самовлюблённого.
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Ответить