Ссылка на источник ©
...........
С целью доведения российской позиции по ядерному сдерживанию до мировой общественности и военно-политического руководства государств – потенциальных противников был продекларирован ряд изложенных в Основах концептуальных положений.
- Ещё раз доктринально подтверждено, что «ядерная политика» Российской Федерации носит сугубо оборонительный характер.
Это не простая декларация, а краеугольный камень общей политики нашего государства, на котором строилось и строится стратегическое сдерживание. Россия ни на кого не собирается нападать, но предпримет все шаги, чтобы нейтрализовать любую агрессию против нашей страны. Такой подход отражает стратегию активного сдерживания и его можно охарактеризовать как «активная оборона». При этом Россия предпринимает и будет предпринимать все необходимые усилия для уменьшения ядерной угрозы. - Ядерное сдерживание направлено на обеспечение понимания потенциальным противником, в том числе и коалиционного состава, неотвратимости возмездия в случае развязывания агрессии против России и её союзников – нанесения ему неприемлемого ущерба в ответном ударе.
По своей сути ядерное сдерживание является специфической формой рефлексивной политики нашего государства, осуществляемой путём воздействия главным образом на военно-политическое руководство потенциального противника за счёт убеждения в неотвратимости негативных для него последствий в результате гарантированного применения Российской Федерацией сил и средств ядерного сдерживания. - В основе ядерного сдерживания лежат боевые возможности ядерных сил различного базирования, следовательно, поддержание ядерного потенциала на уровне, достаточном для обеспечения сдерживания, является одной из приоритетных задач нашего государства.
При этом констатируется минимальная достаточность боеготовых сил и средств, способных за счёт рациональности их структуры и состава, способов применения, а также высокой боевой готовности обеспечить нанесение неприемлемого ущерба любому потенциальному противнику при любом развитии военно-политической и стратегической обстановки.
Это означает, что Россия не будет втягиваться в изнурительную гонку ядерных вооружений, приоритет отдаётся не количественному, а качественному их составу. - Подчёркнуто, что основные военные угрозы, для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, исходят от коллективного Запада и связаны с наращиванием у границ Российской Федерации группировок сил общего назначения, имеющих на вооружении в том числе и средства доставки ядерного оружия, с развёртыванием систем и средств ПРО, ударных средств различного назначения и базирования, в том числе и космического.
- В качестве субъектов ядерного сдерживания выделены две группы государств:
- отдельные государства, обладающие ядерным и (или) другими видами оружия массового поражения или значительным боевым потенциалом сил общего назначения, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, а также военные коалиции (блоки, союзы) с участием этих государств;
- государства, предоставляющие свою национальную территорию для развёртывания стратегических наступательных средств (крылатых и баллистических ракет, гиперзвуковых летательных аппаратов, ударных беспилотных летательных аппаратов), средств стратегической противоракетной обороны, радиолокационных станций системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, ядерного оружия и (или) других видов оружия массового поражения других государств, которые могут быть использованы против Российской Федерации и (или) её союзников.
- Приведённые принципы ядерного сдерживания являются общеизвестными и определяют основные направления политики нашего государства по обеспечению сдерживания. Это касается и централизации управления, и постоянной готовности сил и средств, и рациональности их структуры и состава.
Соблюдение международных обязательств в области контроля над вооружениями является для России приоритетным. Наше государство всегда соблюдало и будет соблюдать все взятые на себя международные обязательства.
Непрерывность мероприятий по обеспечению сдерживания означает, что все мероприятия военного и невоенного характера проводятся комплексно в рамках механизма ядерного сдерживания в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время на всех этапах зарождения и развития военного конфликта, вплоть до начала массированного применения ядерного оружия.
Адаптивность сдерживания к военным угрозам предполагает выбор тех или иных сдерживающих мер (действий) в зависимости от существующих и вновь возникающих военных угроз безопасности России, которые определяются на основе всестороннего анализа военно-политической и стратегической обстановки в мире и военных опасностей России на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. - Впервые в публичном пространстве продекларированы условия, определяющие возможность применения Россией ядерного оружия.
Первое условие связано с поступлением достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территорию России и (или) её союзников. Сам факт старта баллистической ракеты будет зафиксирован системой предупреждения о ракетном нападении.
При этом не будет возможности определить тип её оснащения (ядерное или неядерное). Поэтому любая атакующая ракета будет позиционироваться как ракета с ядерным оснащением. Информация о старте ракеты в автоматическом режиме будет доведена до военно-политического руководства России, которое в зависимости от складывающейся обстановки определит масштаб ответных действий ядерных сил.