Страница 1 из 1

ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 14 май 2020, 11:06
Pecheneg
ЕАЭС к 2025 г.: приоритеты и ожидания государств-членов

Елена Алексеенкова

В качестве основной цели создания ЕАЭС государства–члены видели обеспечение условий для развития собственных экономик и повышение их
конкурентоспособности в мировой и региональной экономической системе.
Ожидается, что участие государств–членов в интеграционных процессах
осуществляется в том числе в целях либерализации доступа их продукции
на мировые рынки, а также улучшения предпринимательского климата для
привлечения инвестиций


В целях интеграции реализуется обеспечение
четырех свобод – передвижения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
В 2015 г. Высшим Евразийским экономическим советом были определены
основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г., среди
которых были обозначены следующие:
1. Обеспечение макроэкономической устойчивости. Речь идет о достижении стабильности макроэкономических показателей, предсказуемости
проводимой экономической политики, повышении технологического
уровня и диверсификации производства и экспорта, поддержании устойчивого состояния платежных балансов и снижении внешней задолженности государств Союза.
2. Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной
привлекательности, что необходимо в связи с дальнейшим усилением
международной конкуренции и ограничением доступа на рынки.
3. Инновационное развитие и модернизация экономики должны достигаться
повышением уровня научно-технического потенциала и развитием наукоемких отраслей, увеличением доли высокотехнологичного экспорта.
4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование
эффективного финансового рынка Союза. Среди значимых проблем,
которые планируется решить на данном направлении: гармонизация
национального законодательства и практики его применения; совершенствование регулирования рынка ценных бумаг; интеграция биржевого
пространства; решение проблемы кредитования предприятий реального
сектора экономики; снижение уровня государственного участия. К 2025 г.
предстоит завершить процессы гармонизации и создать наднациональный регулирующий орган на финансовых рынках. В целом, как ожидается, финансовая интеграция будет способствовать большей устойчивости
рынков к проявлениям кризисных явлений.
5. Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала
критичны для успешного функционирования единого рынка и обеспечения четырех свобод. Здесь подчеркивается необходимость гармонизации
1 Решение высшего Евразийского экономического совета № 28 «Основные направления экономического
развития ЕАЭС до 2030 года» от 16 октября 2015 г. // Сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.
org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/seminar/Documents/брошюра_ОНЭР%20%28финал%20
05.05.2016%29.pdf

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние воросы

Добавлено: 14 май 2020, 11:12
Pecheneg
Прагматичный технократ Мирзиёев. Зачем Узбекистану ЕАЭС

Николай Подкопаев 14.05.2020, 08:05 Эксклюзив

Сенат Узбекистана на пленарном заседании в понедельник, 11 мая, принял постановление об одобрении участия страны в Евразийском экономическом союзе в качестве наблюдателя. При этом в Узбекистане отдельно подчеркнули, что это не скажется негативно на проводимых в стране реформах
Сенат Узбекистана в понедельник, 11 мая, принял постановление об одобрении участия страны в ЕАЭС в качестве наблюдателя.

«Сенаторы большинством голосов одобрили предложение участия Республики Узбекистан в ЕАЭС в статусе «государства-наблюдателя». По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената», — сказал в комментарии РИА Новости представитель верхней платы.

Он отметил, что в голосовании участвовал 91 из 100 действующих сенаторов. За данное решение проголосовал 71 сенатор, против — 16, воздержались четверо.

https://ukraina.ru/exclusive/20200514/1027689862.html

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 14 май 2020, 11:27
Pecheneg
Какие выгоды может дать Азербайджану вступление в ЕАЭС

09:43 04.05.2020(обновлено 16:30 06.05.2020)
Дмитрий Беляков
1038421
Подталкивать Азербайджан к вступлению в ЕАЭС будет именно внешняя обстановка, уверен эксперт Дмитрий Беляков.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) открыт для любого государства, разделяющего его цели и принципы, вступление в него происходит на условиях, согласованных с государствами-членами организации.

Несколько слов о возрождении Союза - эксперты о будущем постсоветских стран

Вступление Азербайджана в ЕАЭС - вопрос времени

Время, когда Азербайджан вступит в ЕАЭС, приближается. И связано это как с целым рядом событий внутри самого Союза, так и с внешними факторами, а также со все более проявляющейся регионализацией мировой экономики, которая идет ускоренным шагом после начала психоистории с COVID-19.

Основные выгоды Азербайджана от вступления в Евразийский экономический союз лежат в плоскости экспорта и импорта. Интеграция в Союз позволит стране открыть значительные возможности для наращивания азербайджанского экспорта на евразийский рынок.

В то же время, очень важно понимать, что евразийский экономический союз имеет соглашение о свободной торговле с рядом государств – Сербией, Ираном, Вьетнамом и Сингапуром. К 2025 году, а может и раньше, туда добавится еще и зона свободной торговли с Индией, Израилем и Египтом.

При вступлении в ЕАЭС Азербайджан получил бы свободный доступ на эти рынки и мог бы многократно увеличить свой экспорт на них.

Не менее важным моментом тут являются и логистические проекты, поскольку Азербайджан занимает крайне выгодное для Союза географическое положение и является важнейшим игроком в Центральной Азии.

Один из крупнейших транспортных инфраструктурных проектов, который сейчас реализуется и к которому проявляет интерес Баку, – это международный транзитный коридор "Север-Юг": он свяжет северо-западную часть ЕАЭС и Индию. Причем, путь его будет пролегать через территорию Ирана – важного партнера для Азербайджана.

Стоит напомнить, что недавно, на 15-м собрании Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Москвы и Тегерана было принято решение по объединению железнодорожных путей между Азербайджаном, Ираном и Россией.

Это очень важное событие, которое позволит Азербайджану многократно нарастить свои экспортные поставки, а также получать выгоду от возрастающего транзита через свою территорию.

Есть для Азербайджана от вступления в ЕАЭС и такие выгоды, как выход на единый рынок труда. По состоянию на 2020 год, все граждане государств-членов Союза могут свободно работать по всей его территории и пользоваться одинаковыми трудовыми и социальными правами.

В настоящее время это, конечно, затруднено из-за определенных требований, введенных рядом государств в связи с распространением коронавируса, и вынужденной реакции на изменения в глобальной мировой политике, но в ближайшее время эта ситуация войдет в свою колею.

Я полагаю, что вступление Азербайджана в ЕАЭС – вопрос ближайшего времени. Рынок Союза важен и выгоден для Азербайджана в его стремлении диверсифицировать свою экономику, развивая в том числе и нефтегазовый сектор.

Зачем ЕАЭС нужен Азербайджан

Что же до самого ЕАЭС, то со вступлением в него Азербайджана, конечно же, увеличится сама территория Союза и численность его населения.

Азербайджан прекрасный экспортер продуктов питания и средств высокой химии. И я полагаю, что многократно увеличится создание совместных производств, в которых с одной стороны выступит Азербайджан, а с другой – остальные страны-члены ЕАЭС. В первую очередь, речь тут идет о России.

Кстати, Беларусь также имеет тесные отношения с Азербайджаном и всячески старается нарастить свои возможности на азербайджанском рынке. Ну и, соответственно, приветствует на своем рынке азербайджанские инвестиции и продукцию.

В конечном итоге, рынок ЕАЭС – это многомиллиардный рынок для сбыта азербайджанских товаров и услуг. И я полагаю, что для азербайджанского народа ЕАЭС – правильный и обдуманный выбор. Вступление Азербайджана в Союз только улучшит и увеличит возможности страны на международной арене.

Подталкивать Азербайджан к вступлению в ЕАЭС будет именно внешняя обстановка. Сейчас происходит переформатирование Запада, идет давление на Китай, нестабильность в мире нарастает, вполне возможны определенные военные конфликты.

В такой ситуации небольшим странам необходимо определяться со своими внешними партнерами. И тут евразийский рынок и евразийские возможности дадут Азербайджану ту крепость и устойчивость, которые, по сути, и необходимы ему в условиях международных экономических тайфунов.

И тут важным механизмом для проработки вступления Азербайджана в ЕАЭС является, конечно же, сотрудничество с экспертным сообществом, проведение форумов, которые объединяют участников из различных стран. На этих мероприятиях будут выработаны некие рекомендации, решения. Сейчас это все особо актуально!

Читать далее: https://az.sputniknews.ru/expert/202005 ... larus.html

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 14 май 2020, 12:12
Pecheneg
Как-то так получилось, что две наиболее отдалившиеся от России постсоветские республики - Узбекистан при Исламе Каримове и Азербайджан при Гейдаре Алиеве, почти одновременно вступают на путь сотрудничества и интеграции с ЕАЭС. Как говорится, в этом "знамение времени"!
Светочи западного процветания США и Евросоюз перед свалившейся на их головы проблемой борьбы с пандемией СOVID-19 показательно не смогли противостоять угрозе, показав тем самым ущербность выстроенных у них систем социального, экономического и политического устройства государств.

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 14 авг 2020, 12:06
Pecheneg
Политика
Какие две республики кормили в СССР всех остальных? Наглядная таблица

Бывший директор ЦРУ Майк Помпео (в 2017 – 2018 годах) вновь заявил о Владимире Путине то, что все за океаном талдычат уже давно:

- Наша оценка намерений Владимира Путина не изменилась. Он продолжает считать, что величайшей неудачей XX века был роспуск Советского Союза. Он намерен вернуть бывший СССР к величию и славе. С этими мыслями он просыпается каждый день…


С этим созданным мифом как-то легче нападать на Путина.

Кто-то точно знает вообще, что именно этого и хочет Путин? И потенциальное объединение с Белоруссией, и ЕразЭС – ведь все это может быть не возрождением СССР, а лишь исключительно выгодным экономическим сотрудничеством для реализации Россией своего экспорта!

Потому как то, что было в СССР, – России точно не надо. А ко времени распада объединенного государства только две республики находились – «в плюсе». Россия и Белоруссия. Вот они и кормили всех - остальные 13 республик. Даже «зажиточную» и такую самостийную Украину – тоже кормили.

Просто взгляните на эту таблицу. На желтом фоне графа – это сколько производила республика на душу населения, на зеленом – сколько потребляла на душу населения. А потом эти цифры пересчитаны уже в абсолютных величинах.

Какие две республики кормили в СССР всех остальных? Наглядная таблица

Изображение

Вы видите, что в 1985-м и в 1987-м годах в плюсе еще как-то был Казахстан, в 1985-м – Азербайджан.

https://absolute-rating.mirtesen.ru/blo ... nt=8848205

Как видим все республики СССР с большой радостью и надеждой рванули из Союза в независимое плавание. При этом, видимо, рассчитывая на благосклонность и щедрость Запада. Только более-менее благополучная и приверженная социально-экономическим идеалам недавнего коммунистического прошлого Белоруссия пошла в значительной степени на чисто поверхностную интеграцию с РФ. Другие модели - СНГ, ТС, ЕАЭС оказались не очень прилекательными для беженцев из СССР из-за их эгоистических представлений о собственной значимости и возможностях. Да и РФ находилась в таком состоянии, что не могла никого привлечь своими "успехами", которая, как и все, унаследовала все неприятности позднего СССР.

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 16 авг 2020, 14:12
Pecheneg
12 Августа 2020 г. 18:49

Александр Искандарян: События в Беларуси изменят интеграционные процессы в ЕАЭС и ОДКБ

Президентские выборы в Беларуси вызвали широкую активизацию оппозиции и массовые протесты. В то время как на Западе объявили их «несвободными и несправедливыми», страны-участницы ЕАЭС не выражали недоверия к результатам голосования: лидеры Армении, Казахстана, Кыргызстана и России поздравили Александра Лукашенко с победой, выразив надежду на успешное продолжение сотрудничества. Как протесты в Беларуси могут повлиять на интеграционные процессы на евразийском пространстве, в интервью «Евразия.Эксперт» спрогнозировал директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

– Александр Максович, как в Армении воспринимают массовые протесты в Беларуси?

– Я бы сказал, что это зависит от социальной и возрастной группы. Если говорить о широком восприятии, то я не думаю, что есть какое-то распространенное в обществе отношение к Беларуси. Я бы не сказал, что кто-то специально интересуется. Если говорить о провинции, то провинциальные люди не очень сильно отличают Беларусь от России. Конечно, они знают, что теперь это отдельная страна, но, тем не менее, это все сливается в единый образ.

Если же говорить о ереванцах, особенно о молодежи, студентах, более образованном центре, то тут отношение к Лукашенко скорее отрицательное. Речь идет о людях, которые знают языки (русский, английский), смотрят какие-то каналы, ориентируются в интернете. У этих людей дискурс скорее такой, что Лукашенко – антидемократичный лидер и так далее.

– Почему страны ЕАЭС признали выборы в Беларуси, в то время как Запад обрушился на власти республики с резкой критикой? Например, Польша заявила, что необходимо провести саммит ЕС по выборам в Беларуси.

– Все страны ЕАЭС также одновременно являются членами ОДКБ, то есть союзниками. Кроме того, у всех них есть гораздо лучшее понимание того, в каких странах они живут, какое правительство и какие элиты в этих странах, и нет того противостояния, которое есть у стран НАТО, ЕС и так далее. Тем более, вы говорите о Польше, а у Польши и прибалтийских государств чрезвычайно специфическое отношение к России и к тому пространству, которое существует вокруг России. Оно нетипично даже для Запада, это специфика государств именно Восточной и Центральной Европы.

– По сообщению МИД Литвы, Светлана Тихановская покинула Беларусь. Есть ли перспективы у протестов в отсутствие лидера?

– Какие-то перспективы есть, потому что реальным лидером протестов Светлана Тихановская не являлась. Те люди, которые голосовали за нее, сколько бы их ни было в реальности, голосовали «против Лукашенко», а не «за Тихановскую».

Протесты, которые есть на данный момент, были уже децентрализованы из-за многих обстоятельств: отсутствие единой политической силы, единой политической партии, проблемы с интернетом и так далее. Единой сформированной и структурированной оппозиции не было.

Какого-то рода протесты могут продолжаться, но очень велика вероятность того, что они будут постепенно затухать. В отсутствие Тихановской цели протестов становятся не очень понятными.

– А может ли произойти радикализация протестов?

– Может, так бывает. Возможны разные варианты развития событий. Я не думаю, что это очень вероятно, но в мире от Венесуэлы до Румынии существуют очень разные модели такого рода ситуаций с протестами в авторитарных режимах, и они могут приводить к разным вариантам. Но, повторюсь, вероятность радикального развития событий в Беларуси на сегодняшний день невелика.

– Что может стать «спусковым крючком» для радикализации?

– Во-первых, это может быть насилие. Во-вторых, очень важна длительность, то есть то, насколько постоянными станут протесты. Важна даже не степень радикализма – это эмоциональная составляющая, которая всегда бывает в такого рода протестах. Важна именно их длительность: то есть, превратятся ли они в постоянно существующую ситуацию, при которой ставятся палатки, люди начинают там долго сидеть, образуется какая-то смена этих людей и так далее. Но что-то не похоже, что ситуация будет развиваться именно таким образом.

– Как ситуация в Беларуси повлияет на интеграционные процессы в ЕАЭС и ОДКБ?

– Ситуация в Беларуси влияет на интеграционные процессы в ЕАЭС и ОДКБ, потому что в этой ситуации мы с большой вероятностью будем иметь ослабевшую власть. Кто бы ни был у власти в Беларуси, понятно, что степень легитимности у нее будет ниже, чем было. Процесс этот идет уже достаточно давно.

Более слабая власть в условиях экономических проблем и проблем, связанных с социальной составляющей и в условиях коронавируса, имея меньше опоры внутри страны, должна будет идти на уступки – на такие уступки, на которые раньше, возможно, не склонна была идти.

Господин Лукашенко – это человек, который иногда был склонен к весьма радикальным мерам по защите интересов белорусской элиты. Сейчас все будет меняться в сторону большей слабости этого режима.

– Как данные события повлияют на Союзное государство России и Беларуси?

– Я не думаю, что Союзное государство в результате этого может кто-то поменять или даже ликвидировать. Оно никому не мешает, это некий проект, который может существовать. В этом направлении вряд ли что-то может измениться. Поэтому я не думаю, что оно исчезнет, но в то же время оно и не наполнится каким-то новым содержанием.

Беседовала Мария Мамзелькина

https://eurasia.expert/sobytiya-v-belar ... es-i-odkb/

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 18 авг 2020, 09:40
Pecheneg
Возникновение и становление ЕАЭС во многом связаны с именем казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева, его идеями и инициативами. В настощее время, когда Н.Назарбаев отошёл от текущих дел в своём государстве было бы весьма полезно использоваать его потенциал и многолетний опыт для укрепления и развития ЕАЭС. К примеру, создав Комиссию по развитию при Высшем Евразийском экономическом совете ЕАЭС.
Вот президент Украины В.Зеленский нашёл аргументы и основания для привлечения 86-летнего первого президента Украины Л.Кравчука к работе в ТКГ по Донбассу. И тот энергично и даже слишком занялся проблемой мирного урегулирования. Н.Назарбаев на 7 лет моложе Л.Крачука и наверняка располагает достаточным запасом энергии и авторитета, чтобы продвинуть дело экономической интеграции постсоветских государств.

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 24 дек 2020, 21:11
Pecheneg
ЕАЭС поедет на казахстанских колёсах...

«Проммашкомплект» представил новую модель железнодорожного колеса

Преимущества конструкции нового колеса: высокие эксплуатационные характеристики и повышенная осевая нагрузка – до 27 т. Его внедрение позволит увеличить межремонтный период, срок службы колес и грузооборот перевозок.

Изображение

Фото: пресс-служба ТОО "Проммашкомплект"

На казахстанском заводе «Проммашкомплект» (ПМК) завершила работу приемочная комиссия по оценке результатов испытаний цельнокатаных колес с криволинейным диском из стали марки два для грузовых инновационных вагонов. Теперь ПМК может предложить вагоностроителям и операторам железнодорожного рынка Евразийского экономического союза первое казахстанское сертифицированное колесо с повышенной осевой нагрузкой — до 27 т.

В работе комиссии приняли участие главные представители железнодорожной отрасли страны: АО «НК «Казахстанские железные дороги»; АО «Казтемиртранс», ТОО «Испытательный центр Казахстанского центра сертификации на железнодорожном транспорте», ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих», ТОО «Ассоциация испытательных центров железнодорожной техники».

ТОО «Проммашкомплект» является первым в Казахстане современным технологическим комплексом по производству цельнокатаных колес. Используемые и разрабатываемые технологии соответствует всем требованиям отечественных и зарубежных стандартов по производству, контролю и испытанию колес в состоянии после чистовой механической обработки.

Новая модель железнодорожного колеса, разработанная «Проммашкомплект», получила сертификат соответствия требованиям ТР СТ 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

Специалисты отдела R&D (Research and development) компании «Проммашкомплект» провели полный цикл мероприятий по разработке технологии производства: от проектирования конструкции нового колеса и определения химсостава металла до испытаний готового изделия. Представленная конструкция была разработана с использованием новейших методов математического моделирования. Ее преимущества: во-первых, высокие эксплуатационные характеристики, во-вторых, повышенная осевая нагрузка (до 27 т). По результатам испытаний, выяснилось, что минимальный предел выносливости диска колеса новой конструкции составил более 510 кН, что на 22% превышает аналогичный показатель для стандартных колес с плоскоконическим диском.

Эксплуатация этого изделия позволит увеличить гарантированный межремонтный период, срок службы колес и грузооборот железнодорожных перевозок. Повышенная осевая нагрузка достигнута за счет применения в конструкции диска принципов low-stress design, обеспечивающих низкий уровень напряжений в металле и высокий предел усталостной выносливости изделия.

Производственные возможности ПМК отличаются высокой степенью автоматизации и минимизацией воздействия человеческого фактора на качество производимой продукции. Действующая на ПМК система менеджмента бизнеса соответствует требованиям ISO/TS 22163:2017, а квалификация персонала и уровень автоматизации оборудования позволяют оперативно осваивать новые прогрессивные технические решения (в том числе разрабатывать и внедрять конструкции колес, колесных центров, заготовок зубчатых колес с высокими механическими и прочностными характеристиками) и обеспечивать необходимый уровень надежности и безопасности продукции в эксплуатации.

«Основными преимуществами казахстанских колес является высокое качество продукции и ориентация на индивидуальные потребности и ожидания заказчика, а также низкая себестоимость производства», — утверждает генеральный директор ТОО «Проммашкомплект» Игорь Голтвенко.

https://plus.rbc.ru/partners/5fe206357a ... a3998d01f9

Процветанию на рынке СНГ компании "Интерпайп" Виктора ПИнчука, производящей железнодорожные колёса уходит в прошлое. Украинским борцам со страной-агрессором не нужно будет ломать голову, как ещё наказать РФ по линии торговли комплектующими для ж.д. транспорта.

Россия хочет запретить импорт ж/д колес из Украины — СМИ

6 октября, 18:22 1939

В 2019 году крупнейший украинский производитель ж/д колес Интерпайп поставил в РФ 223 тыс. колес.

Российское Министерство транспорта обсуждает вопрос запрета импорта украинских железнодорожных колес на территорию РФ. Об этом пишет издание РБК со ссылкой на два источника, присутствовавшие на совещаниях в министерстве.

По словам собеседников издания, решение будет принимать российское правительство. Запрет планируют ввести до конца 2020 года. При этом, в отношении украинских колес в РФ и так действуют заградительные пошлины.

Отмечается, что на данный момент на российском рынке профицит ж/д колес. Спрос на них начал ослабевать с четвертого квартала 2019 года.

Читайте также: И пандемия не помешала. Компания Пинчука сменила убытки на $115 млн чистой прибыли
С конца 2019 года ОАО Российские железные дороги начало фиксировать рост числа вагонов, которые временно не используются. На тот момент их было более 100 тыс. — около 10% от общего числа существующего подвижного состава.

Также сообщается, что на фоне падения перевозок, в том числе из-за пандемии коронавируса, в РФ сокращается производство грузовых вагонов. Таким образом, по данным Института проблем естественных монополий при текущих условиях профицит на российском рынке ж/д колес в 2020—2021 годах будет составлять 23−31% предложения (439−661 тысяч штук).

Топ-100 самых богатых людей Украины. Почему Виктор Пинчук богатеет в кризис
По мнению гендиректора агентства INFOLine-Аналитика Михаила Бурмистрова, в сложившихся условиях российские производители способны полностью обеспечить потребности внутреннего рынка. Однако закрытие рынка для украинских колес может привести к росту цен.

Мощности двух российских производителей колес — Объединенной металлургической компании и Evraz — составляют 850 тыс. и 450 тыс. штук в год соответственно. При этом, по итогам 2019 года Интерпайп Виктора Пинчука поставил на российский рынок 223 тыс. колес.

Напомним, что в июне этого года Евразийская экономическая комиссия возобновила пошлину на ж/д колеса из Украины.

https://nv.ua/biz/markets/rf-mozhet-zap ... 16317.html

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 31 дек 2021, 10:47
Pecheneg
ИА REGNUM

Александр Савельев

Евразийский экономический союз: что будет с ним завтра?

30 декабря 2021 |

Аннотация
size=113]Очерк первый[/size]

Среди всех интеграционных объединений, возникших на постсоветском пространстве, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) занимает особое положение. Впервые предпринята попытка создать наднациональные органы и механизмы, которые будут в ряде вопросов и компетенций иметь приоритет по отношению к национальным регуляторам стран-участниц.

Среди них Высший Евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Суд Евразийского экономического союза. Решения этих наднациональных инстанций обязательны для исполнения на всей территории ЕАЭС, то есть в ряде вопросов, прежде всего в области таможенного регулирования и тарифной политики, имеют приоритет перед национальными экономическими регуляторами.

Это положение не всегда исполняется, те или иные решения ЕЭК иногда пробуксовывают, однако сам принцип обязательности исполнения принятых решений выгодно отличает ЕАЭС от более рыхлого и созданного не столько для интеграции, сколько для цивилизованного развода СНГ. Более ответственный подход к принятию решений в Евразийском союзе имеет и оборотную сторону: решения готовятся дольше и сложнее, страны-участницы склонны защищать свои национальные интересы еще на стадии обсуждения, а не вносить правки и изъятия в уже согласованные документы.

В то же время за прошедшие годы претерпела изменения сама концепция ЕАЭС. Если в 1994 г. основоположник идеи Евразийского союза Н. Назарбаев говорил, что основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевые задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики, то со временем оборонная проблематика и в целом военно-политическая составляющая ушла из повестки. Больше того, если при создании ЕАЭС и формировании его концепции речь в том числе шла о создании валютного союза и даже введении единого платежного средства (обсуждалось даже название единой валюты — алтын и евраз), то в последние годы упор делается на необходимость расширения расчетов в национальных валютах с целью ухода от расчетов в долларах и евро.

Причина этого поворота и определенного торможения интеграционных процессов находится на поверхности: партнеры основного участника и локомотива ЕАЭС — России — не готовы делить риски ее осложнившегося после 2014 г. в связи с воссоединением с Крымом международного положения и антироссийской санкционной политики Запада.

Интерес Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении в ЕАЭС состоит прежде всего в свободном доступе к российскому рынку своей продукции. Этот же фактор определил заключение соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом и Сербией. Для переживающих демографический бум республик Центральной Азии членство в ЕАЭС открывает возможность перенаправления части своих трудовых ресурсов на общий рынок, где они пользуются общими правами с гражданами страны-участницы. Киргизия — член Евразийского союза — уже активно пользуется этим преимуществом ЕАЭС, для Таджикистана и Узбекистана свободное перемещение трудовых ресурсов на территории ЕАЭС является дополнительным аргументом в пользу полноправного членства в нем.
Из пяти стран — участников ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) только две — Казахстан и Россия — обладают значительными запасами углеводородов — нефти и газа. Армения, Белоруссия и Киргизия являются нетто-импортерами энергоносителей, и для них вопрос формирования общего рынка энергоносителей ЕАЭС и условий его функционирования является главным в деятельности Евразийского союза.

Создание общего рынка энергоносителей ЕАЭС откладывалось несколько раз и сейчас намечено на 2025 г. Предполагается установление одинаковой базовой цены на энергоносители для предприятий, которая будет меняться в зависимости от транспортного плеча, то есть отличаться в зависимости от расходов на доставку. Тарифы на тепло и энергию для населения будут по-прежнему регулироваться на национальном уровне. Остаются пока без ответа вопросы макроэкономической адаптации экономик стран ЕАЭС к переходу на единые цены. Непонятно также, как на конкретной автозаправке в Армении или Киргизии будут дифференцировать цены на топливо для юридических и физических лиц — разница между ними в случае применения различных способов ценообразования обещает быть значительной.

Определение 2025 г. в качестве завершающего в переходе на единый рынок энергоносителей непосредственно связано с завершением в России налогового маневра. Перенос налоговой нагрузки на этап добычи нефти при постепенном обнулении экспортной пошлины означает переход на мировые цены на сырую нефть на внутреннем рынке. Демпферные выплаты нефтеперерабатывающим предприятиям производятся из российского бюджета и не распространяются на нефтепереработку за пределами РФ. С этим, в частности, связана тревога белорусских властей и нефтепереработчиков, которые при выравнивании в России внутренних цен с мировыми лишатся возможности присваивать экспортную пошлину.

Создание и дальнейшее регулирование общего энергетического рынка ЕАЭС повлечет за собой драматические изменения в макроэкономическом положении стран-участниц. Доля энергоносителей в себестоимости производства и транспортировки промышленной и сельскохозяйственной продукции на среднесрочную перспективу останется высокой, и любое значительное изменение стоимости нефтепродуктов, газа и электроэнергии (а они объективно связаны между собой) окажет серьезное влияние на инфляционные процессы в национальных экономиках стран ЕАЭС, их конкурентоспособность и внутреннюю стабильность.

В то же время ни Россия, ни Казахстан — главные производители энергоносителей в Евразийском союзе — не готовы дотировать энергетику и через нее экономику своих партнеров по Союзу, а для них, в свою очередь, этот вопрос является одним из краеугольных в деятельности ЕАЭС. Именно поэтому создание единого энергетического пространства Евразийского союза постоянно откладывается. С учетом высокой волатильности на мировом рынке энергоносителей и зависимости национальных экономик стран ЕАЭС от состояния и тенденций развития мировой экономики, маловероятно, что общий энергетический рынок заработает и в 2025 г.

Объективные различия в климатических условиях между регионами стран Евразийского союза также влияют на необходимость дифференцированного подхода к формированию цен на энергоносители. Конкурентоспособное социально-экономическое развитие российских арктических и приарктических регионов всегда будет требовать льготных цен на энергоносители по сравнению не только со странами Центральной Азии или Закавказья, но и с регионами самой России с более теплым климатом.

В условиях обострения системных кризисов мировой экономики, расширения практики торговых войн среди задач, стоящих перед ЕАЭС, на первый план выходит достижение самодостаточности внутреннего рынка за счет его расширения путем развития различных форм сотрудничества с государствами региона, в частности Узбекистаном и Азербайджаном, а также с региональными интеграционными объединениями, такими как АСЕАН, ШОС и другие. Сопряжение интеграционных проектов ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс — один путь» также объявлено приоритетным направлением деятельности Евразийского союза.
Уровень и глубина сотрудничества ЕАЭС с другими региональными и глобальными игроками будет напрямую зависеть от тех промежуточных результатов, которые Евразийский союз покажет в ближайшие годы.

30 декабря 2021
Александр Савельев

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 11 янв 2022, 20:39
Pecheneg
В связи с очевидным выбытием из процесса творения ЕАЭС его инициатора и активного созидателя Н.Назарбаева необходимо провести ревизию всех достижений и ошибок в деятельности этой организации, создав комиссию из авторитетных специалистов, не наделённых властными полномочиями и не запятнанных практической работой. Возможно будут сделаны неожиданные и важные открытия, которые потребуют перестройки всего механизма функционирования ЕАЭС, в т.ч. с ассоциированными странами и наблюдателями. Не те времена пришли, чтобы размазывать на годы решение вопросов, которые требуют всего нескольких недель работы.

Понятно, что это не моего ума дело и забота! Но я так думаю!

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 11 янв 2022, 21:54
Крогер
Pecheneg писал(а):
11 янв 2022, 20:39
В связи с очевидным выбытием из процесса творения ЕАЭС его инициатора и активного созидателя Н.Назарбаева необходимо провести ревизию всех достижений и ошибок в деятельности этой организации, создав комиссию из авторитетных специалистов, не наделённых властными полномочиями и не запятнанных практической работой. Возможно будут сделаны неожиданные и важные открытия, которые потребуют перестройки всего механизма функционирования ЕАЭС, в т.ч. с ассоциированными странами и наблюдателями. Не те времена пришли, чтобы размазывать на годы решение вопросов, которые требуют всего нескольких недель работы.

Понятно, что это не моего ума дело и забота! Но я так думаю!

Ну почти правильно думаете,уважаемый Печенег.Ну мне так кажется.
Назарбаев не был таким уж лидером на постсоветском пространстве.
Был местами мудрым,пользовался уважением по принципу-"старикам везде у нас почет".
Но этого всего крайне мало,чтобы что то решать.Идеи были,они понравились,приняли.
Не понравились бы,не приняли.
Что то переделывать коренным образом вряд ли нужно.
Расширять,углублять,совершенствовать,это всегда пожалуйста.
Но это текущий процесс вне контекста разговора о Назарбаеве.

Как то в бытность Назарбаева еще президентом,в кругу серьезных людей
прозвучало мнение,что Назарбаев плохо кончит. Так и получилось. Мудрости не
хватило,спокойно провести старость. Да еще дети...

Re: ЕАЭС - перспективы развития. Внутренние вопросы

Добавлено: 14 янв 2022, 17:31
Pecheneg
Ваще-то президент РФ В.В.Путин высоко оценил идею и результаты деятельности ЕАЭС. Потому и Н.Назарбаев бывал участником разного рода встреч руководителей стран других форматов взаимодействия. Но всё-таки именно ЕАЭС вышел за рамки интеграционного процесса бывших республик СССР. Т.е. имелось ввиду не воссоздание в каком-то виде подобия СССР, а создание нового формата на основе национальнах интересов государств и экономической целесообразности.