Как эти действия виделись с украинской стороны, описала 23 мая в своем блоге на Facebook жительница Мариуполя Ирина Казанцева:
«Рассказываю от первоисточника, после общения с экипажами судов, прошедших мост и посетивших РФ. На все торговые суда, идущие в Азовское море, независимо от флага после прохода Керченского моста высаживается береговая охрана РФ. На судне экипаж украинцев. Весь экипаж собирают в столовой, проверяют документы, с представителями команды судна обыскивают все каюты экипажа, помещения надстройки, МКО и трюма.
При заходе в порты РФ также всех собирают и проводят обыск судна. На лист А4 ксерят загранпаспорт и паспорт моряка, на другой стороне листа — вопросы. Со слов украинских моряков, вопросы следующие: семейное положение, родственники в РФ, где, когда и возле какого города служил, отношение к ОРДЛО, участие в АТО, стрелял ли в жителей ОРДЛО, участие и отношение к «Правому сектору»1 и «Азову»… Азовское море реально блокируется».
1 июня председатель т. н. «наблюдательного совета Фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко сообщил, что «сегодня с утра в Керченском проливе ФСБ Российской Федерации задержали 8 судов, которые шли с грузом из портов Мариуполя и Бердянска». По словам Клименко, часть судов позже была отпущена, но лишь после досмотра, продолжавшегося от 4 до 6 часов.
Вышеописанные меры РФ привели не только к заметному ограничению украинского судоходства на Азовском море, но и аукнулись солидными издержками, которые понесли владельцы судов и грузов. Динамика грузооборота украинских портов в Азовском море, фигурально выражаясь, упала ниже плинтуса. 5 июня пресс-служба ГП «Мариупольский морской торговый порт» выпустила паническое сообщение, что 2–4 июня порт вообще «простоял без грузопереработки, поскольку флот, следующий к нам под погрузку и выгрузку, был задержан для досмотра в Керчь-Еникальском канале».
Шансов на то, чтобы силой принудить РФ к ослаблению досмотрового режима, у Киева не было ни малейших. Тем не менее, чтобы хоть как-то «снивелировать» ситуацию, Украина решила продемонстрировать: она тоже имеет возможность контролировать акваторию Азовского моря. Однако результат у этого начинания получился обратный задуманному.
Когда 1 и 22 июня еще находящиеся на ходу немногочисленные плавсредства Мариупольского отряда морских «прикордонников» провели учения в Белосарайском заливе, это больше напоминало демонстрацию не силы, а бессилия. Не удовлетворившись этим, украинская сторона объявила о закрытии на все лето сразу трех прибрежных районов Азовского моря для проведения артиллерийских и зенитно-ракетных стрельб. Поскольку закрытые ВМСУ районы располагались исключительно вдоль украинского же побережья, на действия российской стороны этот украинский ход конем не повлиял никак. Зато он окончательно испортил жизнь украинским рыбакам, которые теперь лишились возможности поймать хоть что-то даже у своих берегов. Словом, как испокон веков говорили на Руси, и смех и грех…
В ожидании плана Б
Пока несколько катеров Мариупольского отряда возле украинского берега воинственно играли в «казаки-разбойники», РФ продолжала усиливать давление на Киев. По данным украинской стороны, с начала апреля по 24 июня береговой охраной Пограничной службы ФСБ РФ были остановлены для продолжительного досмотра 55 судов, направлявшихся в/из Бердянска и Мариуполя. Вечером 24 июня по данным уже известного нам Андрея Клименко в 14 морских милях к юго-востоку от Бердянской косы был остановлен более чем на 2,5 часа украинский сухогруз «Медногорск». Он стал 56-м задержанным и досмотренным российскими силовиками судном, из которых 39, включая и «Магнитогорск», оказались украинскими.
Финансовые, да и имиджевые потери Украины от устроенного ее «прикордонниками» 24 марта «экспромта» с российским сейнером «Норд» оказались колоссальными. Однако отпустить «Норд», а также его команду Киев по-прежнему отказывается. Это вынуждает Россию активизировать прессинг в отношении украинских «партнеров». Возможно, в ближайшее время стоит ожидать перехода береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ от относительно кратковременных досмотров судов, идущих в или из Мариуполя, в куда более продолжительные остановки их на какой-нибудь «карантин». Эта мера, остающаяся, подчеркнем, в рамках правового поля, позволит России практически «закупорить» Керчь-Еникальский канал для Украины.
Возможно, именно эта безрадостная перспектива и вынудила ГУР МО Украины в авральном порядке организовать проведение Black Sea Intelligence Forum с участием представителей спецслужб Грузии, США, Канады, Турции, Молдавии, Румынии, Болгарии и Франции. То, что действия России на Азовском море для Киева действительно оказались весьма болезненными, подтверждает и состав украинской делегации, принявшей участие в проведении международного форума. Согласно имеющейся информации, на Black Sea Intelligence Forum были замечены министр обороны Украины генерал армии Степан Полторак, начальник ГУР МО Украины генерал-лейтенант Василий Бурба и представители руководства Генерального штаба ВС Украины.