Северный широтный ход нужен всем
Версия для печати
Александр Вылиток
начальник Управления Арктическими проектами НО «Региональный инновационно-инвестиционный фонд «Ямал
Железнодорожники интуитивно чувствуют, где со временем провозной способности дороги будет недостаточно и потребуется строительство новой магистрали. Однако, чтобы началось финансирование такого строительства, необходимо предоставить множество документов, подтверждающих необходимость и окупаемость новой железной дороги. Начальник Управления Арктическими проектами инновационно-инвестиционного фонда «Ямал» Александр Вылиток, который, по собственному признанию, всю сознательную жизнь участвует в строительстве железных дорог, считает, что пришло время проложить Северный широтный ход.
- Александр Васильевич, где пройдет Северный широтный ход?
Северный широтный ход пройдет по центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа и войдет в состав транспортной инфраструктуры центральной части Арктической зоны Российской Федерации. Новая магистраль объединит два исторически сложившихся транспортных района западный и восточный. В основе западного лежит крупнейшая транспортная ось река Обь с подходящей к ней в районе города Лабытнанги веткой Северной железной дороги. Восточный транспортный район сложился за счет использования железнодорожного направления Свердловской железной дороги от Нового Уренгоя до Тюмени и средних по размерам рек Надым, Пур и Таз.
Северный широтный ход соединит станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги. Магистраль будет включать в себя несколько железнодорожных участков и объектов: новый железнодорожный участок Обская – Салехард, новую железнодорожную линию Салехард - Надым, совмещенные мостовые переходы через реки Обь и Надым, а также подлежащие достройке железнодорожные участки Надым – Пангоды, Пангоды – Новый Уренгой, Новый Уренгой – Коротчаево.
- В правительственных документах проект так и называется - Северный широтный ход?
Да, это название стало официальным. Его можно считать таковым с тех пор, как в июне 2013 года вышел Перечень поручений президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по вопросам реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода. Передо мной, когда я занимался этим проектом, стояла задача придумать объединяющее название для участков, которые будут составлять новую широтную железнодорожную магистраль. Я предложил название Северный широтный ход. Как видите, оно прижилось на государственном уровне.
Те объекты Северного широтного хода, которые требуют нового строительства, вошли в Транспортную стратегию России до 2030 года, а также в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Это железнодорожная линия Салехард-Надым и мостовой переход через реку Обь.
Часть инфраструктуры строилась в прошлом: это три железнодорожных участка: Надым – Пангоды, который принадлежит «Газпрому», Пангоды – Новый Уренгой и Новый Уренгой – Коротчаево, находящиеся в собственности ОАО «РЖД». Все их необходимо достраивать до проектных параметров.
- В чем главное предназначение Северного широтного хода?
В первую очередь, это доставка грузов от грузоотправителей потребителям. Одним из основных грузов на Ямале является газоконденсат: там открыты и разрабатываются крупные газоконденсатные месторождения. Кроме того, газоконденсат является побочным продуктом при добыче газа. В качестве сырья газоконденсат используется для выработки высококачественного топлива: бензина лучших марок и авиационного керосина. Первостепенной задачей является доставка газоконденсата до места переработки. Если его транспортировать по нефтепроводу, то по пути он смешается с нефтью и утратит свои уникальные качества. Поэтому газоконденсат перевозят в цистернах, в настоящее время его отправляют по Свердловской железной дороге в порт Усть-Луга на Балтике, откуда он поставляется потребителям для переработки в конечный продукт. Но Свердловская железная дорога сильно перегружена и не сможет обеспечить все будущие плановые перевозки газоконденсата.
Есть и другие заинтересованные грузоотправители, например, Новоуренгойский газохимический комплекс, который на месте перерабатывает газоконденсат в конечную продукцию – полиэтилен. После запуска Северного широтного хода это предприятие получит короткий и гарантированный выход в западные регионы России и на европейский рынок.
Провозная способность Северного широтного хода составит в среднем 20 млн тонн грузов в год. Именно столько грузов, по прогнозу, будет уже к 2020 году, Свердловская железная дорога столько не «переварит». Сегодня со всеми потенциальными грузоотправителями заключаются соглашения о перевозке грузов по Северному широтному ходу. Их подписывают грузоотправители, РЖД, Ямальская железнодорожная компания и правительство ЯНАО, которое со своей стороны выступает гарантом строительства Северного широтного хода. Таким образом, подтвержена необходимая грузовая база, являющаяся главным аргументом для реализации проекта.
Можно предположить, что после появления Северного широтного хода недропользователи охотнее станут приобретать даже маленькие месторождения, которые сегодня нерентабельны из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Железная дорога – единственный вид транспорта, который гарантирует доставку грузов «от двери до двери» точно в срок, вне зависимости от погодных условий и пробок. Например, одним из условий обеспечения своевременного запуска крупнейшего Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения «Газпрома» было строительство железной дороги Обская-Бованенково. Я участвовал в этой стройке от начала и до конца. Железная дорога обеспечила доставку строительных материалов и оборудования для обустройства Бованенковского месторождения.
- Кроме перевозки грузов, что еще даст Северный широтный ход?
Надо понимать, что грузы - это еще не все, речь идет о развитии транспортной железнодорожной инфраструктуры центральной части Арктической зоны Российской Федерации. Северный широтный ход решает вопрос транспортной безопасности Ямала и Урала в целом, дает возможность развития северных регионов, которые у нас зачастую не могут нормально развиваться из-за отсутствия полноценной транспортной инфраструктуры. Вот простой пример. Всего в 20 километрах от Салехарда - столицы ЯНАО - на другом берегу Оби расположен город Лабытнанги, который связан с сетью железных дорог Центральной России. А Салехард этого пока лишен. Люди вынуждены летом пользоваться паромной переправой, а зимой - ледовой, постоянно зависеть от погоды.
Железная дорога идеальна для больших расстояний, малообжитых территорий. Для Арктики она хороша еще и тем, что это самый экологичный вид транспорта. Так железная дорога Обская – Бованенково гармонично вписалась в тундровый пейзаж. На всей ее протяженности строители сделали переходы для оленей, и если сначала животные к этому отнеслись с осторожностью, то их потомство уже хорошо знает эти переходы. Полярные совы разделили территорию влияния и бдительно сидят на рельсах. С возвышения им удобно контролировать свои охотничьи владения и приглядывать за соседом. Природа приняла железную дорогу, которая проходит раз и навсегда. В отличие от железных дорог, с автомобильной водители могут свернуть в сторону, колесить по тундре, нарушая экологию, что, к сожалению, часто бывает.
- Скажите, соединение станции Обская-2 и Сабетты, где идет строительство морского порта, тоже имеет отношение к Северному широтному ходу?
Да, имеет, ведь Обская-2, которая станет ключевым звеном Северного широтного хода, входит в состав железной дороги Обская-Бованенково. После запуска Бованенковского месторождения эта дорога продолжает использоваться. Ее грузонапряженность составляет 800 тысяч тонн в год, в сегодняшнем состоянии по ней можно перевозить до двух млн тонн грузов. И «Газпром» готов взять на себя обязательства довести провозную способность станции Обская-2 до 30 млн тонн в год к моменту начала эксплуатации Северного широтного хода.
Изначально порт Сабетта предназначался для отправки по Северному морскому пути сжиженного природного газа с завода «Ямал-СПГ», запуск которых запланирован компанией «Новатэк» на конец 2016 года. Теперь назрел вопрос о создании многофункционального порта, который будет использоваться для доставки других грузов по Северному морскому пути. Для полноценного использования промышленного потенциала ЯНАО и изменения функциональности порта, нужно проложить железную дорогу от Сабетты до Бованенково, между которыми, по разным подсчетам, около 200 км. Хотя для нас, железнодорожников, не подлежит сомнению, что к любому порту должна быть подведена железная дорога, это естественно.
Ранее, при обсуждении с президентом России Владимиром Путиным перспективы развития порта Сабетта, глава «Новатэка» Леонид Михельсон высказался за строительство железной дороги от Бованенково до Сабетты. А Правительство ЯНАО направило в Минтранс России обращение о включении строительства данной железной дороги в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года.
- Вы назвали несколько компаний, заинтересованных в строительстве железной дороги, а кто будет ее строить?
В проекте Северный широтный ход будет участвовать «Корпорация Развития», «РЖД», «Газпром», и Ямальская железнодорожная компания (ЯЖДК). «РЖД» и «Газпром» выделят средства на реконструкцию своих участков, а «Корпорация развития» обеспечит строительство новых участков Северного широтного хода. Корпорация и «РЖД» уже являются акционерами ЯЖДК - будущей специальной проектной компании, «Газпром» также станет ее акционером. В будущем все объекты Северного широтного хода, кроме моста через Обь, будут переданы в собственность ЯЖДК, которая обеспечит перевозку грузов по Северному широтному ходу.
- А Ямал?
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из крупных акционеров «Корпорации Развития» и наиболее заинтересован в строительстве Северного широтного хода, поскольку по его территории проходит весь маршрут. Правительство ЯНАО осуществляет функции управления, координации и синхронизации действий всех участников проекта.
- Вы сказали «кроме моста через Обь», а кто будет отвечать за строительство этого объекта?
При строительстве железных дорог, особенно в Сибири, возникает необходимость возведения мостов через такие крупные реки как Обь, Надым, Лена, Енисей – это основные «барьерные» места. На нашем пути таких два: мост через Обь и через реку Надым, строительство последнего завершится не позднее 2015 года. Он вовремя начал строиться и полностью финансируется правительством ЯНАО. Но если 14 млрд рублей на строительство моста через Надым регион смог выделить, то 69 млрд рублей (столько в ценах соответствующих лет стоит строительство моста через Обь) он у себя не найдет. По сложности строительство мостового перехода через реку Обь сравнимо со строительством моста через Лену.
По существующей практике внеклассный мост (длиной более полукилометра) не может окупиться платой за перевозимые по нему грузы, поэтому финансирование строительства этого объекта берет на себя государство. Решение о строительстве моста через Обь принимается на самом верхнем уровне, это отражено в федеральной целевой программе по развитию транспортной системы. Предполагается, что он будет строиться за счет федерального бюджета с софинансированием Ямала. Но выделение федеральных средств планируется только лишь с 2017 года. Специалисты же считают, что откладывать нельзя, в 2014 году строительство уже должно вестись полным ходом. У грузоотправителей есть свои сроки, и они «горят». Нельзя ждать, иначе Северный широтный ход потеряет основные грузы, они могут уйти в трубопровод.
В связи с этим, в настоящее время рассматривается предложение по альтернаьтивной схеме финансирования строительства моста – на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).
Предполагается, что благодаря применению новых технологических решений в конструкции моста через Обь, удастся добиться снижения его стоимости и сокращения сроков строительства без изменения основных технических характеристик. Мост будет совмещенным автомобильно-железнодорожным. Срок строительства моста через Обь предполагается сократить с прежних пяти с половиной - шести лет до трех с половиной - четырех лет. Если начать строительство в следующем году, мост можно построить одновременно со всеми объектами Северного широтного хода.
- Как к проекту «Северный широтный ход» отнеслись инвесторы, частные компании?
Сейчас с ними ведутся переговоры. Это серьезные люди, впустую говорить не будут и первым делом спрашивают: «А на каком этапе находится проект, когда государство выделит деньги на мост через реку Обь?». А когда вопрос обсуждается в профильных министерствах правительства, уже чиновники спрашивают: «На каком этапе проект, есть ли у вас частные инвесторы?» (смеется).
Раньше в «РЖД» с опаской поглядывали на этот проект, а теперь там с удовлетворением рассматривается перспектива нового железнодорожного направления. С появлением Северного широтного хода компания «РЖД» готова увеличить пропускную способность существующего участка Северной железной дороги Чум - Лабытнанги - Коноша. Поскольку от станции Коноша до Усть-Луги имеется развитая железнодорожная инфраструктура, Северный широтный ход станет самым удобным маршрутом для транспортировки ямальских грузов. И вообще, если раньше «РЖД» и «Газпром» с трудом садились за один стол переговоров, то теперь сидят и обсуждают. Северный широтный ход сплотил представителей различных структур, они начали совместно работать над запуском проекта, потому что его реализация сделает каждого из участников сильнее.
Версия для печати
Как видим, Россия реализует свои инфраструктурные пректы не благодаря выгодной мировой конъюнктуре, не благодаря участию внешних инвесторов и финансовых вливаний, а ровно вопреки санкциям недоброжелателей, падению нефтегазовывых доходов, трудностям и пассивности друзей по БРИКСу и общей настабильности в мировой экономике и финансах.