Уважаемые народные депутаты!
Сегодня мы с вами подводим черту под несколько месячным изнурительным парламентско-правительственным кризисом. И без того, отставая на несколько десятков лет от наших ближайших европейских соседей, мы несколько месяцев топтались на месте. Вроде и работали, но на холостом ходу.
И с точки зрения приобретенного опыта был в этой истории и положительный момент. Украина только учится парламентской демократии, для которой смена правительств и переформатирование коалиций является рутиной, делом порой сложным, но привычным.
Я за эти месяцы слышал немало нареканий на Конституцию. Моя позиция: по ней надо учиться жить, а не хвататься каждый раз за перо, чтобы переписывать текст Конституции под текущий момент. Конституционное поле - это не то место, где кто-то на данный момент пристроился, оно является элементом определенного общественного договора. И любые подобные шаги должны учитывать позицию общества.
В результате Революции Достоинства произошло возвращение к парламентско-президентской политической системе. Буквально на днях авторитетная международная организация Freedom House высоко оценила тот прогресс, который в течение последнего года Украина осуществила в развитии и укреплении демократических институтов. И это наш с вами совместный результат.
Важно, что мы не допустили беспорядка и при этом сохранили завоеванную Майданом демократию. Это то достояние, которое коренным образом отдаляет Украину от России и приближает нас к Европе.
Как гарант Конституции, как гарант прав и свобод граждан Украины, я не мог отстраненно наблюдать за тем, как страна погружается в безвластие, а угроза хаоса становилась реальной как никогда. Поэтому я вынужден был взять на себя роль политического модератора для того, чтобы ускорить те решения, которые вы, уважаемые народные депутаты, должны сегодня принять.
Хотел бы искренне поблагодарить предыдущее правительство и Арсения Петровича за его личный вклад в цивилизованное решение кризиса, которое полностью соответствует европейским нормам политической культуры.
Подчеркиваю, что отставка Кабинета Министров – это не повод мазать предыдущее правительство черными красками и швырять камни в спину. В демократической стране в условиях жесткой политической конкуренции единодушия в оценках правительства нет, не может и не должно быть.
Да, это Правительство потеряло поддержку парламента, потому что три фракции коалиции вышли из ее состава. Мы должны чтить и уважать это решение.
Но правда и то, что ни одно украинское Правительство не работало в таких чрезвычайно сложных условиях, как то, которое сегодня уйдет в историю. Страну сохранили, в экономике худшее, я твердо надеюсь, тоже уже позади, появились новые задачи, которые должно реализовывать новое Правительство, которое, я надеюсь, сегодня будет избран вами в стенах Украинского парламента.
Эти задачи поражают своими масштабами, наверное, поэтому очереди в кресло главы Кабинета Министров не было. Взять и сделать оказывается, не так просто, как придумать красивые лозунги.
Симпатичная мне идея технократического правительства тоже не нашла особой поддержки. Когда надо было вступать в коалицию, опять же очередей не увидели. Выглядело так, что утверждение технократического Премьера стало бы единственным результативным голосованием в сотрудничестве такого технократического Кабинета Министров с Верховной Радой.
Поэтому коалиция и приняла другую концепцию. У нас будет политически ответственное Правительство, и эту ответственность вызвались нести две политических силы, которые образовали новую коалицию и внефракционные депутаты, которые присоединились в ее состав, или остались в ее составе.
Высоко ценю позицию народных депутатов, которые обеспечили эту коалицию.
Вчера коалиция предложила мне внести кандидатуру Владимира Гройсмана на должность Премьер-Министра Украины.
Владимир Гройсман – политик нового поколения. Наверняка он станет самым молодым Премьер-Министром в истории Украины. Несмотря на это, Владимир Борисович уже имеет за плечами большой управленческий опыт: один из лучших мэров областных центров с рекордным уровнем поддержки среди горожан; топ-менеджер реформы по децентрализации на посту вице-премьера и министра регионального развития... Ну и Верховную Раду возглавлять тоже нелегко, кому как не вам это знать, уважаемые народные депутаты.
Прошу избрать нового Премьер-Министра и в сжатые сроки утвердить министров.
Попутно позвольте проинформировать, что в рамках своих конституционных полномочий я предлагаю Степана Полторака и Павла Климкина соответственно на посты министра обороны и министра иностранных дел.
Этот военно-дипломатический тандем доказал свою эффективность в построении действенной системы национальной безопасности и обороны Украины. Потому что именно на президенте лежит ответственность за национальную безопасность и оборону и внешнюю политику.
Конечно, мои напутствия новому Правительству в первую очередь касаются именно этих вопросов.
С этой высокой трибуны хочу послать месседж стране и всему миру. Новое Правительство, как и предыдущее, будет неуклонно проводить курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, реформы и глубокую внутреннюю европеизацию Украины. Ни одна запятая не меняется в документах, определяющих основы внешней и внутренней политики.
Появление в структуре Правительства должности вице-премьера, ответственного за европейскую и евроатлантическую интеграцию, это не только символический жест, а практический шаг к тому, чтобы все наши правительственные решения приводились к общему европейскому знаменателю.
Соглашение о политической ассоциации и всеобъемлющей и углубленной зоне свободной торговли для каждого министра – такого же веса настольный документ, как и Конституция, коалиционное соглашение, программа действий Правительства.
Подчеркиваю императивной и безальтернативной необходимости продолжить сотрудничество с МВФ и другими международными кредитными организациями, которые обеспечивают действенную финансовую поддержку украинских реформ.
Что я как Президент ожидаю от нового Правительства? Того же, что и все общество – рост экономики и благосостояния людей. От стратегии выживания, вполне оправданной в 2014-15 годах, следует переходить к стратегии ускоренного развития. От затягивания поясов – к их ослаблению: при первой попавшейся возможности увеличен ВВП должен конвертироваться в защиту наиболее уязвимых социальных слоев, тех, кто в силу объективных обстоятельств сам не в состоянии о себе позаботиться.
Это задача окажется нам по силам, лишь при условии, когда Правительство добьется существенного улучшения инвестиционного климата, чтобы инвесторы чувствовали себя не как в холодной и равнодушной тундре, а как в комфортных и вечнозеленых субтропиках. Здесь нет необходимости изобретать велосипед, интерактивную связь с инвесторами, предпринимателями обеспечит любой информацией, необходимой для быстрого принятия эффективных решений.
Ключевым элементом улучшения инвестиционного климата является, конечно же, борьба с коррупцией. Уже создан ряд принципиально новых институтов, в частности, Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Национальное агентство по предотвращению коррупции. Чтобы они в полной мере заработали, Правительство должно обеспечить, прежде всего, должное финансирование этих структур. Но это далеко не самое главное антикоррупционное задача Кабинета Министров.
Функция Правительства в этом вопросе значительно шире. Оно должен принимать такие решения, которые уничтожают любое почву для коррупции. Речь идет о прозрачной и высококонкурентной приватизации; прозрачнои управлении государственными предприятиями, теме, которая уже стала притчей во языцех; расширении объема электронных закупок; действенной мотивации труда государственных служащих, которые буквально в эти недели начинают работать по новому закону.
Один из министров экономики обещал дерегуляционную гильотину, но она и до сих пор не обрушилась на головы бюрократов. "Если бы во время Великой французской революции гильотину заряжали настолько долго, королева Мария Антуанетта и до сих пор была бы жива", - это я так пошутил во время одного из заседаний Национального совета реформ и, к сожалению, эти реалии остаются актуальными и сейчас.
Нацсовет, кстати, продолжает оставаться площадкой для согласования проектов реформ, и уже через неделю-две я ожидаю его перезапуска. Вопрос дерегуляции остается одним из первых.
Как не обидно это признавать, но за два года после Революции Достоинства бизнес не почувствовал положительных сдвигов ни на таможне, ни в налоговой. Да, налоговых инспекторов не любят ни в одной стране мира, такая уж у них работа. Но тем не менее, пространство для позитивных изменений в отношениях налогоплательщиков и тех, кто их собирает – безгранично, и это одна из приоритетных задач Правительства.
Уважаемые народные депутаты!
Я, конечно же, расстроен и разочарован тем, что за год и несколько месяцев три политические силы поставили себя за рамки европейской, демократической коалиции. Как острословят политические комментаторы, вместо широкой коалиции образовалась куда более широкая оппозиция.
И оппозиция – неотъемлемый атрибут демократии. Я уважаю право и решение тех политических сил, которые, не дав ни одного шанса новому Правительству, встали к нему в оппозицию. Именно поэтому я не позволю коалиции приватизировать Президента.
Я подаю руку всем тем политическим силам, которые заняли место в оппозиции. Кто к правительствк, кто к Президенту, но никто не находится в оппозиции к Украине! С частью из вас мы являемся полными идеологическими единомышленниками, и я уверен, что вместе мы примем еще не одно судьбоносное решение на благо страны.
Так, уже в ближайшее время буду призывать всех вас принять во втором чтении поправки к Конституции в части судебной реформы. Понимаю ваше стремление усовершенствовать ее проект. Но хочу напомнить поговорку, что лучшее – враг хорошего. Задержка принятия реформы означает пока только консервацию того ужаса, который мы видим в системе: что не день, то новые сюрпризы. Давайте начинать с того, что наработано лучшими отечественными экспертами и поддержано Венецианской комиссией, а впоследствии, в случае необходимости, вносить все необходимые коррективы. Медлить дальше нельзя. Судебная реформа – это и вопрос справедливости, и инвестиционного климата.
Еще одним общим заданием коалиции и оппозиции являются изменения в Конституцию в части децентрализации и выполнения Минских соглашений как ключевого элемента мирного плана по возвращению Донбасса под украинский суверенитет, по восстановлению территориальной целостности Украины, включая возврат Крыма. Ключевые решения по этому вопросу будут приниматься в этом зале.
Уважаемые народные депутаты!
Через несколько часов я должен быть во Львове, где усилиями японских инвесторов открывается новое предприятие с потенциалом в три тысячи рабочих мест и с выходом на европейский рынок благодаря соглашению об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Начался этот проект с моей встречи с японскими инвесторами и во время моего визита было принято решение об увеличении японских инвестиций.
Это хороший знак, который свидетельствует о постепенном изменении в отношении инвесторов к Украине. Закрепить и усилить эту тенденцию – задача из задач для нового Правительства, которое должно обеспечить, еще раз подчеркиваю, ускорение экономического роста и начать процесс повышения благосостояния Украины.
Бог нам в помощь, и слава Украине!