Много раз убеждался, что История - продажная девка политики.
Вот вобъют что то в мозг целой нации и потом невозможно доказать, что вбиваемое было бредом даже тогда, когда "исторический факт" оказывается противоречащим физическим или биологическим законам.
Например: на Украине вся майданутая нация верит, что Бандера страшно страдал всю войну в концлагере.
а концлагерь, ну это же общеизвестно, там не жили дольше 3-х месяцев.
А он умудрился больше трёх лет.
И так страдал, так страдал, что в мае 1943 у него родился сын. И он же не отказался признать его не своим. Т.е. и жену "на случку" привозили! а может быть, и сам там "страдал от дистрофии" на борщах жены.
Причём это происходит с обеих сторон.
самое стойкое заблуждение советских историков, которое до сих пор пытаются некоторые навязать - "внезапность нападения Гитлера" и "неготовность страны и Красной Армии" к отражению нападения.
Насчёт неготовности Красной Армии, тут возражений не может быть. Столько сдавшихся в плен, темп "драпа" умеющих отважно маршировать и чистить сапоги превосходил темп отступления союзников на Западном фронте в 1940 году в два раза.
В два раза быстрее отступала Красная Армия, чем "катастрофически разгромленные Вермахтом" войска западных союзников.
Но, вот . насчёт неготовности страны и её руководства.
тут есть масса свидетельств, что и страна и руководство подготовились в полной мере.
Вначале о "плане Барбаросса": придворные историки много раз называли его авантюрным, непродуманным. Типа, Гитлеру вожжа под хвост попала он и крикнул :"Вперёд! За три месяца взять Москву"
На самом деле, план готовился немецким Генеральным штабом и был продуман профессионалами.
Там не ставилась задача убить как можно русских, а ставилась задача победить в войне. Для этого необходимо было лишить СССР военно-промышленного потенциала и тогда без оружия и боекомплекта СССР не смог бы сопротивляться.
И задача была решаема - почти 90% военных заводов сосредоточена была в Западных районах
Так что задача не казалась невыполнимой, поэтому и расчёт делался на сверхбыстрый захват и Киева и Харькова и Ленинграда, а позже, как "вишенка на торте" - Москвы.
Там, кстати, делалась оговорка, что нельзя допустить эвакуации оборудования, т.к. если русские смогут запустить производство военной продукции в тыловых районах за один-полтора года, то войну Германия проиграет.
Хотя и оговаривалось, что вероятность такого развития событий не представляется возможной - для этого нет в Восточных районах ни помещений ни инфраструктуры.
То, что произошло в реальности повергло в шок весьма и весьма грамотных немецких генштабистов.
Мало того, что в тыл успели вывезти 2500 предприятий, большинство из них начали выпуск продукции уже через полгода. А большинство ключевых предприятий ( например танковых , перевезённых из Харькова и Ленинграда в Челябинск) начинали выпуск через 3-4 месяца.
И советская историческая наука утверждала, что станки вывозили "в чисто поле" и там, "под открытым небом" выпускали продукцию.
Можно представить такой бред человеку. который хоть краем был связан с производством?
Станки ставятся на фундаменты, не говоря уж о козловых кранах, прокатных станах, конвеерах!
Для того. чтобы всё это крутилось нужна электроэнергии и нужно её в промышленных масштабах, а не на тусклые "лампочки Ильича. т.е дополнительные электростанции, которые не строятся за полгода.
Затем , нужны подъездные пути, т.к. на телегах до станции много не навозишься.
да и организовывать погрузку и выгрузку продукции и сырья нельзя было устраивать на станциях - сорвали бы график движения воинских эшелонов. все пути забили бы составами под погрузкой-выгрузкой оборудования.
И всё это должно было УЖЕ БЫТЬ ПОСТРОЕНО К МОМЕНТУ ЗАВОЗА ОБОРУДОВАНИЯ!
ПОЛГОДА, ЭТО НА ПЕРЕВОЗКУ И ЗАПУСК ОБОРУДОВАНИЯ!
я это точно знаю. потому что мои дед с бабкой, как и старшие братья отца как спецпереселенцы, "кулачьё недобитое", как раз и строили эти самые корпуса, тянули ж/д пути, а закончив один, начинали другой , видя, что законченный ранее стоит пустой и рельсы. что уложены, тупо, ржавеют.
И только после начала войны поняли зачем это было нужно.
Когда в нужное место подавались эшелоны , разгружались, устанавливались.
и фундаменты под оборудование точно соответствовали.
Людей, правда, селили куда придётся, кого на подселение, кого в наспех поставленные бараки. кого в землянки
специально искал хоть какие нибудь фотографии работы станков "под открытым небом" и нашёл только вот эти, которые явно не работают. На первом явно станок разгружают, потому что он вплотную стоит к остальным,
на втором, очевидно, проверяют, протирают.
Скорее всего для того, чтобы после заноса в цех и установки сразу начать работу.
Ну не крутится он, это же видно.Не стоят рядом с крутящимся станком с распущенными волосами. оскальпирует враз!А на женщинах, даже, косынки не повязаны.
Получается, что даже для пропаганды не сделали таких фотографий
Такая, вот "внезапность".
Получается знало руководство, знало детали плана немцев ещё на стадии проработки и готовились так, как и должно!
Ещё один пример того же: железная дорога Обозерская - Беломорск.
Вот она, до сих пор существует и работает
Немцы прорабатывали все варианты, в том числе и затягивания войны на более длительный срок и для этого предусматривали лишение СССР устойчивых и надёжных коммуникаций для связи с западными союзниками.
Целый ряд стратегических материалов( легированная сталь, высокооктановый бензин, силумин, каучук и пр.) СССР не изготавливал сам либо выпускал недостаточно. Да и потеря Украины, Кубани, Дона, Воронежских и Курских чернозёмов ставил вопрос о продовольствии.
Немцы, конечно, надеялись с ходу захватить Мурманск, но,когда не получилось, решили не заморачиваться, всё равно, по запасному варианту они быстро с финнами захватили Петрозаводск и перерезали железную дорогу в центр страны. Можно было "не париться" и ждать зимы. Невозможно будет снабжать Мурмански и Северный флот, т.к. Архангельский порт замёрзнет, да и использовать мурманский порт невозможно, как вывозить грузы.
Шок испытали немцы когда поняли, что грузы разгружаются и каким то образом оказываются на фронтах в центре страны.
Железная дорога начала строиться ещё в 1938 году силами заключённых, почему и стройку удалось сохранить втайне.
Во время Финской войны строительство было остановлено, т.к. предполагалось, что Финляндия окажется в составе СССР и угрозы перерезания связи Мурманска с центром не будет.
Не вышло и после окончания войны строительство было продолжено.
Рабочее движение открыли в мае 1941, в сентябре 1941 дорога заработала на проектную мощность.
Операция германо-финских войск по захвату Петрозаводска оказалась бесполезной.
После того, как немцы поняли эту ситуацию и начались беспощадные бомбёжки Мурманска, в результате которых в городе осталось два целых здания: Обком и Штаб флота.
Но портовые сооружения прикрыты были надёжно, а о жителях Советская власть заботилась в последнюю очередь
Кстати, немцы так до конца и не узнали где пролегала ж/д ветка и знаменитый фильм "А зори здесь тихие" имеет под собой исторические основы. немцы посылали множество диверсионных групп и целых отрядов чтобы найти и , по возможности , вывести дорогу из строя. Кое какие участки они выявили и наносили по ним бомбовые удары, но, что интересно, не смогли даже выяснить, что узловые станции Обозерская и Беломорск.
Получается, что советское руководство знало даже такие детали плана "Барбаросса" ещё на этапе проработки.
Знало и готовилось.
Так о какой "внезапности" можно продолжать говорить?
И нельзя говорить, что об этом не знал Сталин.
Такие масштабные стройки, привлечение стольких ресурсов не могло пройти "незамеченным", "втайне от вождя" .
получается он, как и всё руководство, трезво оценивали и возможности армии и ресурсы страны и проводило единственно возможные мероприятия для одержания победы в той войне.