Сели мы все в машину и поехали к завалу. Машину, было, припарковали поближе к скале (уж очень хлипкой казалась обочина). Но нам тут же посоветовали ее подогнать поближе к краю – сверху могут посыпаться камни.
Наш попутчик получил лопату и бегом помчался к работающим. Муж переоделся – и тоже отправился расчищать дорогу. Ну и мы с дочерью пошли посмотреть, как и что.
Каменный язык, пропитанный водой, глиной и гранитной крошкой, перегородил проезд. Объехать никак, и по нему – тоже никак: вся эта грязевая смесь засасывала не хуже болота.
Судя по количеству машин, народ тут трудится не один час. Беспокойно, конечно, и на душе тревожно. Но народ кругом настроен был весьма оптимистично, по очереди менялись у лопат, шутили, смеялись и не выказывали никаких признаков уныния.
Мне все это напомнило наши незабвенные коммунистические субботники: добровольный труд добровольно собравшихся людей.
Может, и впрямь, все не так страшно, как нам поначалу показалось?
Ага, не страшно… Когда со склона, у которого мы оставили машину, посыпались камешки. Пришлось бегом возвращаться к машине и отгонять ее еще дальше – к монолитной скале.
Нам с дочерью было велено сидеть в машине и не простудиться. Это была не иллюзорная возможность: ветер, морось, холод, мокрая земля… все располагало. Поэтому мы сочли за благо не путаться у работающих под ногами и только время от времени туда наведывались.
Дело, между тем, потихоньку продвигалось. Воду, набежавшую вместе с глиной, спустили вдоль дороги (ни в коем случае не через край, чтобы не подмыло обочину). И как-то понемногу стал вырисовываться путь. Но проехать по нему пока никто не решался. Сель такой топкий, что ноги моментально засасывал. Куда уж тут колесам.
Но вот с противоположной стороны подкатил весь такой решительный "Ниссан". Водитель, сразу видно, бывалый и не в первый раз попадает в подобные передряги, вышел, посмотрел, прикинул - и решил штурмовать препятствие.
Мы, затаив дыхание, смотрели на это эпическое действо: проедет - не проедет? Застрянет? Сядет? Проскочит?
Пробился! С почином всех нас!
Кто следующий? Следующими решились мы. Пока разгребали грязь, муж промерил и прощупал возможную траекторию. Выходило, чем ближе к краю, тем прочнее и надежнее держит дорога. Но пока подгоняли машину поближе, нетерпеливый Хюндай Н1 решил, что у него тоже получится. Быстренько завел мотор, рванул вперед с разбега, но поближе к скале - и тут же сел. Теперь дорога оказалась перекрыта еще и незадачливым микроавтобусом.
Пришлось нам разворачиваться на крошечном пятачке и выдергивать его из селевой каши. Справились.
Ну теперь дорога расчищена, нам никто не мешает.
Подъехали поближе. Муж велел нам выходить из машины. Вот тут у меня душа окончательно ушла в пятки: я поняла всю серьезность предстоящего. Он не хотел нами рисковать. Там ведь по самой кромке обочины проехать надо. Кто его знает, как тяжелый "Прадо" себя поведет? Не потащит ли его на скользкой глине под откос. Пропасть-то вот она - совсем рядом. Если что - костей не соберешь.
Ну что, по газам с полной блокировкой дифференциала - вперед.
И проехал наш Крузачок по самой-самой кромке обочины. Смотреть на это мне было очень страшно. Сердце замирало. Но все обошлось. Машина прошла завал спокойно и не особо напрягаясь. Окружающие дружно прокричал "Ура!" и стали выстраиваться в очередь вслед за нами.
А для меня это был миг чистейшего незамутненного счастья. Я его таким и запомнила: холод, ветер, морось, грязь, и наш Крузачок по другую сторону завала, и радость, распирающая грудь.
Боже мой, перебрались! Преодолели! Путь снова открыт!
К машине я устремилась, не чуя земли под ногами и прыгая как коза по топкой глине (воистину топкая: чуть замешкаешься- проваливаешься по колено). Народ меня весело подбадривал: "Давай-давай- давай!"
Отдышавшись и слегка счистив грязь, которой щедро поделился сель, мы забрались в наш героический Крузачок и продолжили спуск.
Ехали в быстро сгущающихся сумерках, потеряв всякий счет времени, и я мечтала только об одном: чтобы не случилось еще какого-нибудь препятствия.
По пути пару раз попались встречные машины. Обязательно останавливали нас и выясняли, как там дорога впереди, спрашивали совета, стоил ли ехать. Пикап "Тойота" вполне мог попытаться прорваться. А вот грузовику с сеном и прицепом ничего не светило.
И только когда совсем стемнело и мы были уже в долине, увидели грейдер, который не спеша полз туда, откуда мы только что спустились.
Постепенно накатывала усталость. Джелалабад, до которого и было-то с утра километров 200, стал казаться далеким и недостижимым.
Вокруг темно, холодно, моросит дождь. Глаза начинают слипаться, а нам еще ехать и ехать неведомо сколько и неведомо куда – попробуй ночью отыскать приют для путешествующих.
Дочь выручила: она знакома с букингом и умудрилась по ходу дела забронировать трехместный номер в гостевом доме.
Навигатор вывел нас как по ниточке, и в дверях нас встречала молоденькая хозяйка.
Зрелище мы собою являли, наверное, то еще. В грязи по колено, чумазые, мокрые, измученные.
Слава Богу, нас ждал горячий душ, горячий чай и, главное, крыша над головой и чистая сухая постель.
Уснула – как провалилась в беспамятство. Без снов и сновидений. Давно я так сладко и крепко не спала.
Утро нас опять встретило дождем. Но это уже было неважно: через здешние горы дожди обычно не переваливают, поэтому на другой стороне в Таджикистане должно быть тепло и ясно.
Итак, с севера на юг Тянь-Шань пересекли.
Обратной дорогой по Тянь-Шаню поедем с запада на восток
А между этими двумя Тянь-Шанями вклинится Памирский тракт.