На родине Чингис-хана
Модератор: Livilla
На родине Чингис-хана
Если под Читой свернуть с трассы и поехать на юг в сторону Монголии, то можно добраться до родовых кочевий рода Борджигин. Там, согласно местным бурятским преданиям, родился Тэмуджин, будущий Чингис-хан.
Монголы, правда, утверждают, что он родился на берегах священного озера Далай-Нур. Но поскольку мы едем по землям агинских бурят, примем их версию. В конце концов, посмотреть на не менее священный Золотой Онон тоже стоит.
Сухие степи… Меня просто завораживает их необъятный простор. С чего бы, казалось? Родилась и выросла в окружении лесов: сосна, ель, лиственница - среди них все детство и юность.
Но когда вижу степные просторы, дух захватывает. Здесь так свободно дышится, так легко и спокойно. Здесь смешно вспоминать нелепые утверждения, что рабство и несвободу принесли монголы. Глупости! Какой гнет могли породить эти бескрайние степи? Гнет и несвободу порождают каменные джунгли городов. А здесь воля вольная.
Над этими степями время, похоже, не властно. Степь кажется неизменной. Все те же менгиры, та же трава, тот же горьковатый запах полыни.
С детства знакомая наша забайкальская лилия. Помню, рвали ее букетами.
Похоже, переусердствовали: теперь цветы встречаются нечасто.
Несравненные саранки. Кажется, больше нигде в мире не встречаются. Только в Забайкалье.
Монголы, правда, утверждают, что он родился на берегах священного озера Далай-Нур. Но поскольку мы едем по землям агинских бурят, примем их версию. В конце концов, посмотреть на не менее священный Золотой Онон тоже стоит.
Сухие степи… Меня просто завораживает их необъятный простор. С чего бы, казалось? Родилась и выросла в окружении лесов: сосна, ель, лиственница - среди них все детство и юность.
Но когда вижу степные просторы, дух захватывает. Здесь так свободно дышится, так легко и спокойно. Здесь смешно вспоминать нелепые утверждения, что рабство и несвободу принесли монголы. Глупости! Какой гнет могли породить эти бескрайние степи? Гнет и несвободу порождают каменные джунгли городов. А здесь воля вольная.
Над этими степями время, похоже, не властно. Степь кажется неизменной. Все те же менгиры, та же трава, тот же горьковатый запах полыни.
С детства знакомая наша забайкальская лилия. Помню, рвали ее букетами.
Похоже, переусердствовали: теперь цветы встречаются нечасто.
Несравненные саранки. Кажется, больше нигде в мире не встречаются. Только в Забайкалье.
Re: На родине Чингис-хана
Берег Золотого Онона
Вспомним,
Вспомним степи монгольские -
Голубой Керулен,
Золотой Онон!
Трижды тридцать
Монгольским войском
Втоптано в пыль
Непокорных племён.
Мы бросим народам
Грозу и пламя,
Несущие смерть
Чингиз–хана сыны.
Пески сорока
Пустынь за нами
Кровью убитых
Обагрены.
«Рубите, рубите
Молодых и старых!
Взвился над вселенной
Монгольский аркан!»
Повелел, повелел
Так в искрах пожарищ
Краснобородый бич неба
Батыр Чингиз–хан.
Он сказал: «В ваши рты
Положу я сахар!
Заверну животы
Вам в шелка и парчу!
Всё – моё! Всё – моё!
Я не ведаю страха!
Я весь мир
К седлу моему прикручу!»
Так вперёд, вперёд,
Мохноногие кони!
Вашу тень
Обгоняет народов страх…
Мы не сдержим, не сдержим
Буйной погони,
Пока распалённых
Коней не омоем
В последних
Последнего моря волнах!..
Вспомним,
Вспомним степи монгольские -
Голубой Керулен,
Золотой Онон!
Трижды тридцать
Монгольским войском
Втоптано в пыль
Непокорных племён.
Мы бросим народам
Грозу и пламя,
Несущие смерть
Чингиз–хана сыны.
Пески сорока
Пустынь за нами
Кровью убитых
Обагрены.
«Рубите, рубите
Молодых и старых!
Взвился над вселенной
Монгольский аркан!»
Повелел, повелел
Так в искрах пожарищ
Краснобородый бич неба
Батыр Чингиз–хан.
Он сказал: «В ваши рты
Положу я сахар!
Заверну животы
Вам в шелка и парчу!
Всё – моё! Всё – моё!
Я не ведаю страха!
Я весь мир
К седлу моему прикручу!»
Так вперёд, вперёд,
Мохноногие кони!
Вашу тень
Обгоняет народов страх…
Мы не сдержим, не сдержим
Буйной погони,
Пока распалённых
Коней не омоем
В последних
Последнего моря волнах!..
Re: На родине Чингис-хана
Места почитаемые. При этом причудливо смешиваются буддийские ритуалы и местный шаманизм. Рядом буддийский молитвенный барабан и приношения Духу Реки Онон. Здесь нам объяснили, как добраться к месту рождения Тэмуджина. Здесь его знают, помнят и по-своему оберегают.
Свернули с дороги, проехали вдоль реки по уже степным тропам, поколесили немного. Искали холм с крутым обрывом в сторону реки. В степях это очень приметный указатель.
Нашли.
Когда поднялись, поняли, что искомое место именно здесь – и нигде больше. Было в нем нечто этакое…
Там, на вершине холма, было просто-напросто хорошо. Так хорошо, что не хотелось никуда уходить и ни о чем думать.
Синее небо, щедрое солнце, сухой степной ветер, несущий запахи трав – и вокруг ни души. Тишина и покой.
В таких местах, наверное, и достигается просветление.
А по дороге в Алханай, увидели скалы. Там юный Тэмуджин охотился на орлов.
Свернули с дороги, проехали вдоль реки по уже степным тропам, поколесили немного. Искали холм с крутым обрывом в сторону реки. В степях это очень приметный указатель.
Нашли.
Когда поднялись, поняли, что искомое место именно здесь – и нигде больше. Было в нем нечто этакое…
Там, на вершине холма, было просто-напросто хорошо. Так хорошо, что не хотелось никуда уходить и ни о чем думать.
Синее небо, щедрое солнце, сухой степной ветер, несущий запахи трав – и вокруг ни души. Тишина и покой.
В таких местах, наверное, и достигается просветление.
А по дороге в Алханай, увидели скалы. Там юный Тэмуджин охотился на орлов.
- Крымский брюзга
- Великий диктатор
- Сообщения: 20370
- Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
- Откуда: Россия, Симферополь
Re: На родине Чингис-хана
Странная красота.
Re: На родине Чингис-хана
На нее надо смотреть в контексте много-сот-километровых прогонов по сибирским просторам. Когда навигатор выдает: до ближайшего поворота 2 тысячи километров. А трасса Чита-Хабаровск - заасфальтированная просека посреди тайги. Или бескрайние однообразные сухие степи на сотни (хорошо, если не тысячи) километров.
Тогда сразу становится понятно, почему Онон - золотой (до Керулена еще не добрались - границы закрыты из-за ковида).
И почему этот уголок речной поймы представляется чуть ли не раем небесным. Но это надо увидеть и почувствовать. Только собственный опыт. Для чего и нужны путешествия.
Тогда сразу становится понятно, почему Онон - золотой (до Керулена еще не добрались - границы закрыты из-за ковида).
И почему этот уголок речной поймы представляется чуть ли не раем небесным. Но это надо увидеть и почувствовать. Только собственный опыт. Для чего и нужны путешествия.
Re: На родине Чингис-хана
Впереди нас ждали Агинский дацан и Алханай.
Едем. Преодолеть надо километров 80-100. По хорошей-то дороге… Пустяки.
В степи не ошибешься и мимо не проедешь.
Вот и Агинский дацан.
Дацан – что-то вроде монастыря, ламы – его служители. Не совсем точно, но приблизительно так.
Агинский дацан к собственно Тэмуджину и его багатурам отношения не имет. Потрясатель Вселенной был шаманистом и молился Высокому Небу –Тенгри.
Но спустя столетия буддизм ламаистского толка нашел себе пристанище на землях его родовых кочевий. Полагаю, географически оправданно показать, что там и как сегодня.
А сегодня на юге бурятских степей красуется Агинский дацан. Один из старейших в России.
Основан в 1811 году. Это был первый каменный дацан в Агинской степи.
Что интересно, для строительства дацана были приглашены русские мастера-каменщики и плотники. Технологиями каменного строительства кочевники-буряты не владели.
Дацан стал религиозно-культурным центром хоринских бурят. Поначалу уровень подготовки лам был очень невысок – за наукой приходилось ездить в Тибет.
Ситуация меняется во второй половине 19 в. В Агинском дацане начинается преподавание буддийской философии как обязательного предмета. Позже открывается факультет тибетской медицины. Несколько лет спустя – факультет Тантры.
Однако на весь этот буддийский ренессанс на землях Российской империи официальный Петербург смотрел без особого восторга
В 1853 году по ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева было утверждено Николаем Первым «Положение о ламайском духовенстве», преследовавшее цель приостановить развитие буддизма и способствовать христианизации бурят.
Смертельный, по сути, удар буддизму нанесли революционные события ХХ века и антирелигиозная политика Советской России. В ту пору дела вершились диковинные и, прямо скажем, фантастические. О которых не говорили вслух и о которых непричастные, даже живя в Бурятии, не подозревали.
Корни буддизма были выкорчеваны практически полностью. Все, что осталось, скорее, носит декоративно-этнический характер, нежели искреннее проявление Веры. Буддизм стал всего лишь живописным орнаментом поверх древних, чуть ли не анимистических верований. (Вот их-то не выкорчевать).
Зато красиво, привлекает своей необычностью и экзотическими художественными образами.
Главные ворота дацана - богдойн-халга
Центральное здание комплекса - Цогчен-дуган («дом всеобщего собрания», или Соборный храм)
Стены изукрашены фресками.
Едем. Преодолеть надо километров 80-100. По хорошей-то дороге… Пустяки.
В степи не ошибешься и мимо не проедешь.
Вот и Агинский дацан.
Дацан – что-то вроде монастыря, ламы – его служители. Не совсем точно, но приблизительно так.
Агинский дацан к собственно Тэмуджину и его багатурам отношения не имет. Потрясатель Вселенной был шаманистом и молился Высокому Небу –Тенгри.
Но спустя столетия буддизм ламаистского толка нашел себе пристанище на землях его родовых кочевий. Полагаю, географически оправданно показать, что там и как сегодня.
А сегодня на юге бурятских степей красуется Агинский дацан. Один из старейших в России.
Основан в 1811 году. Это был первый каменный дацан в Агинской степи.
Что интересно, для строительства дацана были приглашены русские мастера-каменщики и плотники. Технологиями каменного строительства кочевники-буряты не владели.
Дацан стал религиозно-культурным центром хоринских бурят. Поначалу уровень подготовки лам был очень невысок – за наукой приходилось ездить в Тибет.
Ситуация меняется во второй половине 19 в. В Агинском дацане начинается преподавание буддийской философии как обязательного предмета. Позже открывается факультет тибетской медицины. Несколько лет спустя – факультет Тантры.
Однако на весь этот буддийский ренессанс на землях Российской империи официальный Петербург смотрел без особого восторга
В 1853 году по ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева было утверждено Николаем Первым «Положение о ламайском духовенстве», преследовавшее цель приостановить развитие буддизма и способствовать христианизации бурят.
Смертельный, по сути, удар буддизму нанесли революционные события ХХ века и антирелигиозная политика Советской России. В ту пору дела вершились диковинные и, прямо скажем, фантастические. О которых не говорили вслух и о которых непричастные, даже живя в Бурятии, не подозревали.
Корни буддизма были выкорчеваны практически полностью. Все, что осталось, скорее, носит декоративно-этнический характер, нежели искреннее проявление Веры. Буддизм стал всего лишь живописным орнаментом поверх древних, чуть ли не анимистических верований. (Вот их-то не выкорчевать).
Зато красиво, привлекает своей необычностью и экзотическими художественными образами.
Главные ворота дацана - богдойн-халга
Центральное здание комплекса - Цогчен-дуган («дом всеобщего собрания», или Соборный храм)
Стены изукрашены фресками.
Re: На родине Чингис-хана
Буддийская ступа – субурган. В ее основание закладываются всевозможные ценности, золото, серебро, украшения, священные книги...
Вся она состоит из буддийских символов. Которые мне, к сожалению, ни о чем не говорят.
Молитвенные барабаны. Вот они мне всегда и везде нравятся, будь то Калмыкия, Бурятия или Чита.
Оберегающий дракон
И замечательная ши-цза, отгоняющая зло.
Вокруг дацана выстроились ступы-субурганы
Есть "именные" ступы. Например, эта – ступа «Юндун Чойдэн». Там храниться прах очередного пандито-хамбо-ламы.
Ступа рассматривается как Путь Неведения к Высшему пробуждению. Основание ступы символизирует омрачение ума, шпиль – состояние бодхисатвы, навершие – состояние Будды.
Все это очень яркое, непривычное, чужеродное. От буддийской экзотики быстро устаешь. Поэтому побывали, посмотрели на один из самых почитаемых ламаистских храмов России – и хватит с нас.
Вся она состоит из буддийских символов. Которые мне, к сожалению, ни о чем не говорят.
Молитвенные барабаны. Вот они мне всегда и везде нравятся, будь то Калмыкия, Бурятия или Чита.
Оберегающий дракон
И замечательная ши-цза, отгоняющая зло.
Вокруг дацана выстроились ступы-субурганы
Есть "именные" ступы. Например, эта – ступа «Юндун Чойдэн». Там храниться прах очередного пандито-хамбо-ламы.
Ступа рассматривается как Путь Неведения к Высшему пробуждению. Основание ступы символизирует омрачение ума, шпиль – состояние бодхисатвы, навершие – состояние Будды.
Все это очень яркое, непривычное, чужеродное. От буддийской экзотики быстро устаешь. Поэтому побывали, посмотрели на один из самых почитаемых ламаистских храмов России – и хватит с нас.
- Крымский брюзга
- Великий диктатор
- Сообщения: 20370
- Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
- Откуда: Россия, Симферополь
Re: На родине Чингис-хана
Это все к югу от Читы?
Re: На родине Чингис-хана
Да. От Читы прямо на юг к китайской границе. Потому у курорта Дарасун отворачиваешь - и на Дульдургу.
Re: На родине Чингис-хана
Но все это лишь промежуточные этапы, ведущие к нашей главной цели, ради которой и повернули на юг к Дульдурге.
Очень хотелось побывать в национальном парке Алханай. Затея с национальными парками для Забайкалья новая – старейшему, Алханаю, всего 20 лет. Но места знаковые. Однако с первого захода нам туда попасть не удалось: все было закрыто на строгий карантин по КОВИДу.
Поэтому предприняли вторую попытку – уже на обратном пути, когда возвращались с Дальнего Востока.
Нам повезло. Буквально за день до нашего прибытия Алханай открыли для посещения.
Что такое «Алханай»? Это Священная гора, одна из трех основных святынь «северного буддизма» - ламаизма. Все, что находится на горе Алханай, для буддистов священно. Не зря после революции здесь прятались от преследований Советской Власти буддийские ламы. Успешно: многие уцелели.
Однако значимость этого места имеет куда более глубокие корни. Гору во множестве населяют здешние духи, поклонение которым входит в обязательный ритуал агинских бурят.
Ну и тот факт, что на вершине горы стояли в свое время дозоры Чингисхана тоже добавляет уважения к месту.
Но и помимо всего прочего это удивительной красоты природный заповедник с целебными источниками-аршанами.
Воздух здесь чистейший, согретый щедрым солнцем, напоенный терпким запахом забайкальских трав и сосновой смолы.
Посреди сухих степей южного Забайкалья такой оазис действительно выглядит как чудо.
Словом, едем.
Утром были уже там.
Регистрируемся – и вперед
Очень хотелось побывать в национальном парке Алханай. Затея с национальными парками для Забайкалья новая – старейшему, Алханаю, всего 20 лет. Но места знаковые. Однако с первого захода нам туда попасть не удалось: все было закрыто на строгий карантин по КОВИДу.
Поэтому предприняли вторую попытку – уже на обратном пути, когда возвращались с Дальнего Востока.
Нам повезло. Буквально за день до нашего прибытия Алханай открыли для посещения.
Что такое «Алханай»? Это Священная гора, одна из трех основных святынь «северного буддизма» - ламаизма. Все, что находится на горе Алханай, для буддистов священно. Не зря после революции здесь прятались от преследований Советской Власти буддийские ламы. Успешно: многие уцелели.
Однако значимость этого места имеет куда более глубокие корни. Гору во множестве населяют здешние духи, поклонение которым входит в обязательный ритуал агинских бурят.
Ну и тот факт, что на вершине горы стояли в свое время дозоры Чингисхана тоже добавляет уважения к месту.
Но и помимо всего прочего это удивительной красоты природный заповедник с целебными источниками-аршанами.
Воздух здесь чистейший, согретый щедрым солнцем, напоенный терпким запахом забайкальских трав и сосновой смолы.
Посреди сухих степей южного Забайкалья такой оазис действительно выглядит как чудо.
Словом, едем.
Утром были уже там.
Регистрируемся – и вперед
Re: На родине Чингис-хана
Первым делом дойти до аршана. Аршан – по-бурятски источник. Аршанов здесь несколько – и все целебные. Каждый для своего класса заболеваний.
Паломников немало – почти исключительно буряты. Идут с детьми-внуками. Приехали издалека, несмотря на ранний час.
Вдоль тропы бесстрашно снуют бурундуки.
Пышная зелень, красивые сосны и даурская лилия.
Буддийские ритуальные статуи.
Они словно указатели к целебным аршанам - не заблудишься.
Считается, что священные источники Алханая наилучшим образом влияют на физическое и душевное здоровье: смывают грехи, укрепляют жизненную силу и энергию.
Купален здесь нет. Хотя раздевалки предусмотрены. Изобретательные паломники делают небольшую запруду из бревен и по очереди погружаются в ледяную (без преувеличения) воду. Утверждают, что после омовения ощущают необыкновенный прилив сил.
Охотно верю: при такой-то температуре воды!
Целебной влаги мы набрали целых две канистры и повернули обратно. По дороге размышляем, как бы исхитриться посмотреть еще что-нибудь, кроме тропы здоровья.
Правилами запрещено шататься по окрестностям без сопровождения. Случалось, люди здесь терялись и плутали по тайге не один день. Мы позже встретили такого самозванца: потный и уставший, слегка напуганный, он жутко нам обрадовался, стал спрашивать, как выйти к жилью.
Паломников немало – почти исключительно буряты. Идут с детьми-внуками. Приехали издалека, несмотря на ранний час.
Вдоль тропы бесстрашно снуют бурундуки.
Пышная зелень, красивые сосны и даурская лилия.
Буддийские ритуальные статуи.
Они словно указатели к целебным аршанам - не заблудишься.
Считается, что священные источники Алханая наилучшим образом влияют на физическое и душевное здоровье: смывают грехи, укрепляют жизненную силу и энергию.
Купален здесь нет. Хотя раздевалки предусмотрены. Изобретательные паломники делают небольшую запруду из бревен и по очереди погружаются в ледяную (без преувеличения) воду. Утверждают, что после омовения ощущают необыкновенный прилив сил.
Охотно верю: при такой-то температуре воды!
Целебной влаги мы набрали целых две канистры и повернули обратно. По дороге размышляем, как бы исхитриться посмотреть еще что-нибудь, кроме тропы здоровья.
Правилами запрещено шататься по окрестностям без сопровождения. Случалось, люди здесь терялись и плутали по тайге не один день. Мы позже встретили такого самозванца: потный и уставший, слегка напуганный, он жутко нам обрадовался, стал спрашивать, как выйти к жилью.
Re: На родине Чингис-хана
Нам повезло. Встретилась милая молодая женщина, которая оказалась скучающим экскурсоводом. Алханай только-только открыли, и желающие прогуляться по его тропам еще не появились.
Тут-то мы и нашли друг друга. Дама оказалась правоверная буддистка. Алханай любит и знает как свои пять пальцев. Причем, любовь уже осознанная и осмысленная: поездила по миру по буддийским местам в Монголии, Непале, Индии, Тайланде… , но осесть решила именно здесь. Душой прикипела к этом месту.
Вот она нас и повела в гороо – паломничество по святым места. Есть большое гороо – три-четыре дня. Далеко и нелегко.
Мы выбрали малое гороо – километров десять с посещением наиболее значимых святынь.
Вообще-то я бы предпочла природные красоты. Но мне было сказано, что они неотделимы от священных. И если хочешь посмотреть Алханайский заповедник, других троп, нежели посещение буддийских памятников, просто нет.
Ну и ладно. Идем паломничать.
Первым нас встретил Серебряный ключ. Чистейшая вкуснейшая вода, а уж холодная, что зубы ломило.
Багульник! Помню, в детстве весной обязательно ставили в воду веточки багульника. Изумительно яркие аметистово- розово-сиреневые цветы. И незабываемый аромат. Но это в мае. В июле он уже давно отцвел.
Чуть ли не на тропику полезли грибы. Какие – не знаю. В Забайкалье сухо и с грибами не очень. Поэтому я разучила только рыжики, маслята и грузди. На Урале к ним добавились опята. Но с виду хорош!
Экскурсовод нам показывает «пирамидку» - горку камней, которую выкладывают паломники.
Вообще-то по правилам в Алханае этого делать не рекомендуется. Что-либо сдвигать со своего места не надо. Но паломники народ упрямый и считают, что так благодать снискать сподручнее. На пирамидки загадывают желания.
На склоне горы они вообще выложили целый сад из пирамидок. Здешние охранители решили, что это наименьшее зло и махнули рукой. Пусть будет еще одна рукотворная достопримечательность.
Ракурс не очень удачный, но попробуй его выбери, балансируя на курумах.
Тут-то мы и нашли друг друга. Дама оказалась правоверная буддистка. Алханай любит и знает как свои пять пальцев. Причем, любовь уже осознанная и осмысленная: поездила по миру по буддийским местам в Монголии, Непале, Индии, Тайланде… , но осесть решила именно здесь. Душой прикипела к этом месту.
Вот она нас и повела в гороо – паломничество по святым места. Есть большое гороо – три-четыре дня. Далеко и нелегко.
Мы выбрали малое гороо – километров десять с посещением наиболее значимых святынь.
Вообще-то я бы предпочла природные красоты. Но мне было сказано, что они неотделимы от священных. И если хочешь посмотреть Алханайский заповедник, других троп, нежели посещение буддийских памятников, просто нет.
Ну и ладно. Идем паломничать.
Первым нас встретил Серебряный ключ. Чистейшая вкуснейшая вода, а уж холодная, что зубы ломило.
Багульник! Помню, в детстве весной обязательно ставили в воду веточки багульника. Изумительно яркие аметистово- розово-сиреневые цветы. И незабываемый аромат. Но это в мае. В июле он уже давно отцвел.
Чуть ли не на тропику полезли грибы. Какие – не знаю. В Забайкалье сухо и с грибами не очень. Поэтому я разучила только рыжики, маслята и грузди. На Урале к ним добавились опята. Но с виду хорош!
Экскурсовод нам показывает «пирамидку» - горку камней, которую выкладывают паломники.
Вообще-то по правилам в Алханае этого делать не рекомендуется. Что-либо сдвигать со своего места не надо. Но паломники народ упрямый и считают, что так благодать снискать сподручнее. На пирамидки загадывают желания.
На склоне горы они вообще выложили целый сад из пирамидок. Здешние охранители решили, что это наименьшее зло и махнули рукой. Пусть будет еще одна рукотворная достопримечательность.
Ракурс не очень удачный, но попробуй его выбери, балансируя на курумах.
Re: На родине Чингис-хана
Поскольку паломники чаще всего люди не слишком молодые и не очень тренированные, для них предусмотрены места отдыха.
Навстречу нам идет группа под руководством молодого помощника ламы в традиционной одежде.
Приветливо здороваемся и идем дальше своей дорогой.
Хижина отшельника – бумхан.
Предназначен для почитания духа-хозяина и хранителя Алханая. В прошлом здесь ламы и йогины в уединении занимались духовными практиками.
В этом месте разрешаются подношения местным духам – лучше всего белым рисом.
Наша провожатая строго блюдет ритуал и готовиться его провести
Ритуал мы с интересом пронаблюдали, но сами участвовать отказались – все же люди православные.
Посмотреть чужой обычай это одно, а принимать участие как-то не с руки.
Дорога постепенно забирает в гору. Скоро покажется одна из главных святыня Алханая - Храм Ворота – Уудэн-сумэ.
Вот и он.
Величественная скала со сквозным проемом. Место Силы. Обладает способностью умиротворять зло, излечивать болезни, а также считается входом в в Чистые Земли Божеств.
Здесь ламы проводят ежегодный Большой молебен во имя благополучия всех живых существ.
В 1991 г. именно перед Храмом Ворот нынешний далай-лама проводил молебен для верующих.
Естественная арка, конечно, впечатляющая
Да и скалы вокруг тоже
Навстречу нам идет группа под руководством молодого помощника ламы в традиционной одежде.
Приветливо здороваемся и идем дальше своей дорогой.
Хижина отшельника – бумхан.
Предназначен для почитания духа-хозяина и хранителя Алханая. В прошлом здесь ламы и йогины в уединении занимались духовными практиками.
В этом месте разрешаются подношения местным духам – лучше всего белым рисом.
Наша провожатая строго блюдет ритуал и готовиться его провести
Ритуал мы с интересом пронаблюдали, но сами участвовать отказались – все же люди православные.
Посмотреть чужой обычай это одно, а принимать участие как-то не с руки.
Дорога постепенно забирает в гору. Скоро покажется одна из главных святыня Алханая - Храм Ворота – Уудэн-сумэ.
Вот и он.
Величественная скала со сквозным проемом. Место Силы. Обладает способностью умиротворять зло, излечивать болезни, а также считается входом в в Чистые Земли Божеств.
Здесь ламы проводят ежегодный Большой молебен во имя благополучия всех живых существ.
В 1991 г. именно перед Храмом Ворот нынешний далай-лама проводил молебен для верующих.
Естественная арка, конечно, впечатляющая
Да и скалы вокруг тоже
Re: На родине Чингис-хана
Наш экскурсовод обратила наше внимание на двойную щель в скале.
Знаменитая Щель Грешников- загуурди. Нижняя особенно тесная.
Загуурди – пребывание в промежуточном мире. Если человек накопил много грехов, он может от них очиститься, продираясь через эту узкую щель. И тем самым пройти очищение.
О количестве грехов тоже можно судить наглядно: если их немного, человек любой комплекции без особых усилий преодолеет расселину. Если же много – не поможет и скромный размер: застрянет.
Для клаустрофобика упражнение немыслимое. Но вообще народ охотно сюда лезет. Даже люди солидной комплекции. Не застрял еще ни один, хотя бока временами обдирают чувствительно.
Храм-Ворота Уудэн-сумэ читается одной из самых чистых и светлых святынь.
Не знаю. Мне там было очень не по себе. Вдруг все стало нервировать, злить, раздражать, полезли какие-то страхи в голову: не то осыпь поползет, не то нога на курумах подвернется и полетишь вниз…
Подобную нервозность мне уже доводилось испытать на Сейд-озере.
Так что с уверенностью скажу: здесь Место Силы. Отчетливо ощущается нечто такое… кому я решительно не понравилась.
Самое смешное, раздражение тут же улеглось, как только мы сделали несколько шагов вниз по склону прочь от ворот.
Вернулось ощущение радости жизни.
Какова красавица-сосна!
На горизонте виднеется скала Сэндэма – названа в честь феи мудрости, которая защищает учение буддизма от искажений.
Полагаю, в здешних краях работы у феи хоть отбавляй.
Тропинка привела нас к маленькой пещерке. Называется она «Чрево Матери». Считается место пребывания Богини Зеленая Тара, ответственной за деторождение.
Сюда, как нам поведала наша проводница, совершают паломничество женщины с просьбой даровать им ребенка. Говорят, неплохо помогает бездетным парам.
По стене пещеры течет аршан – целебный, естественно. Избавляет от бесплодия и прочих женских хворей.
Это последнее знаковое место на маршруте "малое гороо".
Дальше дорога назад по уже пройденной тропе. Фотографировать ничего не хотелось: стало темнеть, мы устали – все-таки 10 км. по лесу с непривычки давали о себе знать.
Поблагодарили нашего обаятельного экскурсовода и, полные самых приятных впечатлений, отправились отдыхать. В парке это предусмотрено. Мы сняли домик, скорее, скворечник для «переночевать», посидели немного, обменялись впечатлениями и пошли спать.
Ну что сказать? Алханай стоил того, чтобы туда прорываться сквозь карантин. Место особенное – своей чистотой, светлой радостной аурой, лежит на нем какой-то особый отблеск.
Не буддизм, так другой культ непременно там обосновался бы – ибо свято место пусто не бывает.
Знаменитая Щель Грешников- загуурди. Нижняя особенно тесная.
Загуурди – пребывание в промежуточном мире. Если человек накопил много грехов, он может от них очиститься, продираясь через эту узкую щель. И тем самым пройти очищение.
О количестве грехов тоже можно судить наглядно: если их немного, человек любой комплекции без особых усилий преодолеет расселину. Если же много – не поможет и скромный размер: застрянет.
Для клаустрофобика упражнение немыслимое. Но вообще народ охотно сюда лезет. Даже люди солидной комплекции. Не застрял еще ни один, хотя бока временами обдирают чувствительно.
Храм-Ворота Уудэн-сумэ читается одной из самых чистых и светлых святынь.
Не знаю. Мне там было очень не по себе. Вдруг все стало нервировать, злить, раздражать, полезли какие-то страхи в голову: не то осыпь поползет, не то нога на курумах подвернется и полетишь вниз…
Подобную нервозность мне уже доводилось испытать на Сейд-озере.
Так что с уверенностью скажу: здесь Место Силы. Отчетливо ощущается нечто такое… кому я решительно не понравилась.
Самое смешное, раздражение тут же улеглось, как только мы сделали несколько шагов вниз по склону прочь от ворот.
Вернулось ощущение радости жизни.
Какова красавица-сосна!
На горизонте виднеется скала Сэндэма – названа в честь феи мудрости, которая защищает учение буддизма от искажений.
Полагаю, в здешних краях работы у феи хоть отбавляй.
Тропинка привела нас к маленькой пещерке. Называется она «Чрево Матери». Считается место пребывания Богини Зеленая Тара, ответственной за деторождение.
Сюда, как нам поведала наша проводница, совершают паломничество женщины с просьбой даровать им ребенка. Говорят, неплохо помогает бездетным парам.
По стене пещеры течет аршан – целебный, естественно. Избавляет от бесплодия и прочих женских хворей.
Это последнее знаковое место на маршруте "малое гороо".
Дальше дорога назад по уже пройденной тропе. Фотографировать ничего не хотелось: стало темнеть, мы устали – все-таки 10 км. по лесу с непривычки давали о себе знать.
Поблагодарили нашего обаятельного экскурсовода и, полные самых приятных впечатлений, отправились отдыхать. В парке это предусмотрено. Мы сняли домик, скорее, скворечник для «переночевать», посидели немного, обменялись впечатлениями и пошли спать.
Ну что сказать? Алханай стоил того, чтобы туда прорываться сквозь карантин. Место особенное – своей чистотой, светлой радостной аурой, лежит на нем какой-то особый отблеск.
Не буддизм, так другой культ непременно там обосновался бы – ибо свято место пусто не бывает.
Re: На родине Чингис-хана
Спасибо! Как всегда интересно и познавательно.
А вот если бы не ковид, в Монголию без проблем проехать?
По загранпаспорту...
Если строго на юг и дальше, то скорее к монгольской...Да. От Читы прямо на юг к китайской границе. Потому у курорта Дарасун отворачиваешь - и на Дульдургу.
А вот если бы не ковид, в Монголию без проблем проехать?
По загранпаспорту...
Шукав хохол гівно в малині...
За що підсрачник дав кацап людині?
За що підсрачник дав кацап людині?
Re: На родине Чингис-хана
В Монголию без проблем. Почему-то нигде на нашел отражение тот факт, что пару-тройку лет назад Путин ездил в Монголию и подписал БЕССРОЧНЫЙ договор о дружбе.mils писал(а): ↑27 фев 2021, 01:08Спасибо! Как всегда интересно и познавательно.Если строго на юг и дальше, то скорее к монгольской...Да. От Читы прямо на юг к китайской границе. Потому у курорта Дарасун отворачиваешь - и на Дульдургу.
А вот если бы не ковид, в Монголию без проблем проехать?
По загранпаспорту...
Никаких виз. Можно, вроде, не то, что по загран, но и по российскому паспорту. А уж жителям приграничных территорий - и вовсе...
Re: На родине Чингис-хана
Посмотрела ветку - многие фотографии почему-то не прошли. Постараюсь подкорректировать.
Re: На родине Чингис-хана
Забайкальские степи, кажется, открыты всем ветрам. Все как на ладони, все просматривается до самого горизонта и чуть дальше. Степь лежит перед тобой честная, бесхитростная, прямая…
КударА. Кударинская степь…
Я забайкальскую степь с детства запомнила именно такой: сухая, с пучками жесткой травы – и море бело-желтых маков.
А где-то далеко-далеко краем глаза цепляешь какие-нибудь постройки какого- нибудь улуса с экзотическим названием «Эрхирик».
Забайкальские дикие маки.
Выглядят совсем иначе, нежели в Чуйской долине роскошные "алые маки Иссык-куля".
Так, где земля чуть более влажная, и трава погуще, и цветы другие – ирисы. В детстве мы называли их «кукушкины слезки».
Впрочем, может, и не ирисы, но уж кукушкины слезки – точно!
КударА. Кударинская степь…
Я забайкальскую степь с детства запомнила именно такой: сухая, с пучками жесткой травы – и море бело-желтых маков.
А где-то далеко-далеко краем глаза цепляешь какие-нибудь постройки какого- нибудь улуса с экзотическим названием «Эрхирик».
Забайкальские дикие маки.
Выглядят совсем иначе, нежели в Чуйской долине роскошные "алые маки Иссык-куля".
Так, где земля чуть более влажная, и трава погуще, и цветы другие – ирисы. В детстве мы называли их «кукушкины слезки».
Впрочем, может, и не ирисы, но уж кукушкины слезки – точно!