Страница 1 из 1

Дилеры дофаминового знания

Добавлено: 05 апр 2018, 15:29
Варяг
Дилеры дофаминового знания
05.04.18 11:16 Информационные пузыри
Виктор Мараховский
Возможно, Илон Маск, выпуская первоапрельский твит о своём банкротстве, думал, что он сейчас удачным троллингом торпедирует все дурные новости о компании Tesla.

Напомним: в последние недели график цены акций автопроизводителя практически пикировал. Из компании один за другим уходили высшие руководители (что считается в профессиональном микромире признаком грядущего краха). А в самом конце марта публику расстроила неприятная история с крушением беспилотного авто, в ходе которого погиб испытатель.

Великий инноватор, сфотографировавшись с картонкой "Полный банкрот", мог предполагать, что все поймут контекст: "раз он смеется, значит, все у него в порядке и не надо верить слухам". Однако нынешнее 1 апреля отметилось как раз рекордным количеством "сработавших фейков": мало кто из популярных "лидеров общественного мнения" не попался на какой-нибудь розыгрыш и не начал его распространять совершенно всерьёз.

Поэтому акции "Теслы" после твита Маска немедленно упали ещё на 5%.

…Впрочем, как к нему ни относись — в понимании механизмов сверхсовременной психики масс Маску не откажешь. Предприниматель выждал день — и отбомбился по медиа-пространству ковровой серией бодрящих новостей.

О том, что производство Tesla 3 резко увеличилось.

О том, что Tesla начала продавать в Калифорнии солнечные крыши-батареи.

О том, что Tesla не "сжигает деньги", а "строит будущее" (целая пачка аналитических комментариев).

И тому подобное.

Итог — упавшие до годового минимума акции тут же подросли на 15%. Что заставляет подозревать: возможно, и "первоапрельское падение" было запланированным.

Заметим: никакие фундаментальные проблемы “Теслы” (пережигание миллиардов, срыв сроков, недопроизводство и бегство руководства) не исчезли. Просто сверху на груду мартовского знания о дурных новостях Маск накидал немного нового, актуального знания с позитивным зарядом.

При этом Маск и его империя грядущего, стоит напомнить — вообще явление в большой степени абстрактное, предназначенное для публики с интеллектуальными амбициями и ориентированной как бы на большое, масштабное, макро-будущее. Если бы количество фанатов данного предпринимателя в мире (и особенно в России) попытались впихнуть в реально имеющиеся "теслы", плотность вещества в них вызвала бы локальный гравитационный коллапс и рождение чёрных дыр. В отличие от фанатов покойного С. Джобса, которые по крайней мере были в шаговой доступности от его продукции — фанаты Маска любят его как некое чистое сверкающее знание.

И вот что тут по-настоящему интересно. Почти вся современная "индустрия актуального знания" по своей структуре и способу доставки в мозг потребителей строится точно так же, как маркетинг "Теслы".

В основе работы массы ресурсов, кормящихся на потребителе "умной информации" – лежит тот же самый принцип "дофаминовой петли", что и в основе работы соцсетей. Обычный человеческий неинтеллектуальный потребитель, подсев на них, теребит свой смартфон в предвкушении просмотров и лайков (ибо дофамин — это не "гормон удовольствия", а скорее "гормон предвкушения").

Потребитель же интеллектуальный подсажен на предвкушение Знания, Дающего Преимущество. Эта жертва бессознательно уверена, что, потребляя бодрые поп-изложения последних открытий-достижений-технологий, она заносится в разряд элитных жителей планеты, превосходящих пресловутые 95%.

Реальные перспективы преимуществ, обещаемых конвейером Актуального Знания, смутны. То ли его потребитель первым полетит на Марс на BFR, то ли со скидкой получит доступ к киберимплантам мозга и суперкомпьютерам, то ли просто выживет в некоем странном апокалипсисе, который убьёт всех, не знающих о "семи самых главных гаджетах 2014 года" и "пяти потрясающих сенсациях палеонтологии".

Да-да, никакой отраслевой системности в индустрии Актуального Знания не просматривается. Она сгруппирована и упакована по принципу дамских журналов. Только вместо классических, вечно обновляемых и всегда одинаковых "Десяти ошибок, которые ты совершаешь в постели", – потребитель подсажен на Семь артхаусных фильмов 2017 года, которые нельзя не посмотреть; Восемь главных инди-групп, которые ты не слышал и будешь дурак, если не послушаешь; Шесть молодых журналистов, за которыми надо следить в 2018-м.

Это дофаминовое знание, которым бомбардируется потребитель, имеет принципиальное отличие от знания классического. Оно не ведёт своих жертв от разъяснения (и уяснения) базовых понятий к последним открытиям в уже понятой ими сфере. Оно, с одной стороны, удерживает их на стадии вечного профанства, а с другой — создает у них иллюзию безусловной осведомлённости о Главном и Последнем.

Результатом становятся граждане, впадающие в ажитацию по поводу открытия предполагаемой девятой планеты где-то в транснептуновых глубинах Солнечной Системы — но неспособные выстроить имеющиеся восемь планет по порядку. Граждане, становящиеся "моментальными экспертами" по ЯРД, гидрологии и пожарной безопасности в зависимости от текущих топовых новостей — но неспособные внятно пересказать круговорот воды в природе из школьного учебника природоведения.

Мы помним, как в конце 2011 — начале 2012 годов широкие толпы наших соотечественников стали поклонниками гауссовой функции. Безжалостен был бы сегодня социальный эксперимент по отлову тогдашних математиков с Болотной и опросу их на тему "ну-ка, расскажите, что такое математическая функция вообще".

Фактически индустрия Актуальных Знаний делает своих потребителей более уязвимыми перед манипуляциями, чем пресловутое "серое большинство". Поскольку последнее по меньшей мере представляет себе круг своей действительной осведомлённости. И не имеет накатанного психологического механизма, позволяющего ему верить в свою способность разом разобраться в вопросе любой сложности.

Именно этим, возможно, объясняется тот факт, что в сегодняшнем мире боевой пехотой всех массовых истерий и распространителями дичайших фейков являются именно несредние, сидящие на "умных ресурсах" лица, подсевшие на вечное предвкушение своих скорых преимуществ.


Источник: Ум+

http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/129510/