"ЧЕРНЫЙ ГЕНИЙ" ЮРИЯ НИКУЛИНА

Подфорум Варяга Киев

Модератор: Варяг

Ответить
Аватара пользователя
Варяг
Старожил форума
Сообщения: 7072
Зарегистрирован: 31 окт 2014, 21:08
Откуда: Асгард

"ЧЕРНЫЙ ГЕНИЙ" ЮРИЯ НИКУЛИНА

Сообщение Варяг » 19 дек 2018, 19:18

18 декабря отмечал день рождения Юрий Никулин (1921-1997), о котором мы уже говорили, но тема не исчерпана.


Есть такая байка, рассказанная самим Никулиным. В троллейбусе его узнала зрительница с ребенком на руках. Конечно, принялась умиляться, напоминать дитю, что он «видел этого дядю по телевизору. Помнишь, как его зовут… Его зовут… Ну… Ты же знаешь… Его зовут… Юрий… Ну… Юрий…». И обалдевший ребенок выдал: «Га – га – рин…»

Если это и придумано, то придумано правильно. Никулин такая же объединяющая советских людей скрепа, как первый космонавт. Гениальный артист, с неизменно позитивной энергетикой, которая лишь изредка, в конфликте с Олегом Поповым (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/22816.html) или с Карандашом (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/166028.html), давала сбои.

А ведь жизнь его оптимизму не способствовала. Лучшие годы молодости Никулин провел на фронте. Потом десять лет неудач, проб и ошибок на арене. Только ближе к сорока годам Никулин стал таким, каким мы его знаем.

Особенно тяжко Никулину пришлось, когда дело, которым он жил и дышал начало загибаться. Я имею в виду цирк. Никулин лично продавил в правительстве проект постройки нового здания Старого цирка на Цветном бульваре, занял директорский пост, а уже через три года и здание чуть не потерял (цирк стал просто арендатором), и программа рушилась, и зритель не ходил.

В это кризисное время возле Никулина закрутилась Виктория Виклюк. О ней ни у когошеньки не нашлось доброго слова.

И правильно.

Слишком амбициозной и грубой была эта особа, заслужив эпитет «черного гения клоуна».


ВИКТОРИЯ ВИКЛЮК
Виклюк родилась в 1944, будучи моложе Никулина на 23 годочка.

Чем-то заметным на арене не прославилась. Ее номер эквилибристки похваливает только она сама, остальные отзывы имеют диапазон от «бездарно» до «ничего особенного». Тем не менее, где-то в середине 1980-ых Виктория с мужем-партнером переселились из Батумского цирка в цирк на Цветном бульваре.

Чем была Виктория для стареющего директора объективно судить сложно, поскольку она свои заслуги преувеличивает, а все другие эмоционально ее костерят, не жалея эпитетов. Но ведь на красивых глазках не выедешь. Чем-то Виклюк Никулина зацепила. Даже ярые недоброжелатели эквилибристки признают у нее способности экстрасенса. Врач с высшим образованием, Виклюк восстанавливала силы измотанного Никулина массажем; взяла на себя его питание, отлучая от общего буфета. Другое дело, что и общение Никулина Виклюк начала фильтровать, наживая тем самым врагов.

Директор музея, посвященного «тройке» Вицин – Никулин – Моргунов Владимир Цукерман вспоминал:

«Виклюк даже меня к Юрию Владимировичу не допускала! Три часа как-то продержала в предбаннике, обещая кое-что дать для музея. И вручила… свою фотку без Никулина. Я чуть не чокнулся. На его 70-летие я пришел в цирк с букетом. Юбиляра в кабинете не было. «Вываливай цветы на стол и отваливай!» — скомандовала Виклюк. Хамство самое настоящее…»

На определенном этапе Виклюк возомнила себя «Принцессой цирка». Особенно после того, как из цирка, не в силах терпеть наглость фаворитки, уволилась жена Никулина.


СЛЕВА-НАПРАВО: ЖЕНА НИКУЛИНА, ВИКЛЮК, НИКУЛИН, ВДОВА КАРАНДАША
Виклюк говорила:

«Я стала исполнять функции личной секретарши, превратилась в крепостную при великом человеке. И Юрий Владимирович отвечал взаимностью. Он так во мне нуждался, что какое-то время я поселилась в гардеробной при его кабинете. На тумбочках спала. А Костя (муж Виклюк, - прим. авт.) ночевал в обычном номере гостиницы «Арена». Так и привыкли. Вот тогда-то и пошли слухи о нашей любовной связи. Никулин даже квартиру не мог нам выбить, так боялся сплетен».

Что здесь интересно? Упоминание об обычном номере гостиницы «Арена». Ведь среди прочего семейство Виклюк обвиняли в захвате номера люкс.

Ну и «Никулин даже квартиру не мог нам выбить, так боялся сплетен» звучит миленько. Ослиные уши торчат из этой фразы.

Никулин был сердцем и душой цирка, а также парадной вывеской для власть имущих, - мэр Москвы Лужков реагировал только на его имя. Но Никулин худо разбирался в финансах. Пока Виклюк шуровала в коллективе, увольняя неугодных и не допуская к работе строптивых, все ей с ручек сходило. А вот когда дамочка полезла в финансы…


НИКУЛИН С ВНУЧКОЙ И ВИКЛЮК
Никулин доверил Виклюк строительство дома для цирковых артистов, поставив фаворитку во главе фирмы «Ника». Помимо жилых квартир в доме планировались офисы под сдачу в аренду.

В данном случае Юрий Владимирович не учел фигуру коммерческого директора цирка Михаила Седова, просто его подвинув ради какой-то бабы.

Седов сыграл очень убедительно. В отсутствии Никулина и Виклюк он устроил собрание всего коллектива, на котором было принято единогласное решение фаворитку уволить. Виклюк достала всех, - от ведущих артисток до уборщиц. Решение собрания передали Никулину. Против коллектива клоун пойти не мог.

Закончилась эта история плохо для всех участников. Отлученная от жирных кусков Виклюк уехала с мужем в Севастополь. Фирму «Ника» ликвидировали. Построенный дом отошел неизвестно кому, но не цирку. Седова застрелили в августе 1993 года прямо в подъезде родного дома.

Через четыре года, тоже в августе, ушел и великий клоун.

Все пертурбации пережил только цирк на Цветном, еще раз доказывая, что искусство вечно.
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/167917.html


НИКУЛИН VS ПОПОВ. БИТВА ТИТАНОВ
В моем детстве было два клоуна.
Вчера последний из них умер.

Для меня Попов и Никулин воспринимались как один человек: Клоун. И лишь многие годы спустя я узнал, что ни о какой дружбе между ними речь не заходила.
Была неприкрытая вражда.
Их отношения напоминали качели типа «самолет – пароход», когда то один взмывает вверх, то другой.

Фото взято с сайта 1001.ru
Сперва наверху оказался Попов. Он пришел ассистировать клоуну Карандашу, когда из коллектива последнего со скандалом ушли Никулин и Шуйдин.
У Карандаша Попов тоже долго не задержался. Он создал оригинальную маску клоуна, - рыжий, в клетчатой кепке, необыкновенно добрый и пластичный. Попова выпустили за границу и началось! Сама английская королева дала ему прозвище «Солнечный клоун». Попов стал лицом Советского цирка в Европе.
При этом он был на десять лет младше Никулина, который к моменту всемирной славы Попова еще не нашел свою маску.
Тогда – то и возник конфликт.
Клоуны не «поделили имущество».

Вот что рассказывал сын Никулина:

«Отец с шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград. На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! что нам делать?!», а начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

Попов выдвигал встречные обвинения. Якобы это Никулин использовал его репризы. В том числе, ставшую визитной карточкой Попова, «Луч света».

На это обвинение отвечала жена Никулина. Какой-то, блин, семейный подряд.

«Когда Попов говорит, что «Никулин использовал его репризы», это неправда. Был такой автор – Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это – вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание»

Положение дел исподволь менялось. Никулина открыл кинематограф. После роли Балбеса он стал фетишем, маркой, гербом этой страны.
Именно образ Балбеса внес окончательные коррективы в клоунскую маску Никулина.
Зритель пошел в цирк именно на него.

Теперь они были в равной весовой категории. Но у каждого был плюсик, которого другой был лишен.
Попов мог только мечтать о ролях, которые доставались Никулину в кино. Никулин вышел за пределы цирка, состоявшись как драматический артист. Он снимался у Тарковского, Германа, Ролана Быкова.
Попов пытался этот «плюсик» обратить в «минус».

«Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, – прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал… Только ля-ля-ля и анекдоты»

Попов за пределы цирка не вышел, но зато славу имел мировую. В Мюнхене и Брюсселе в его честь названы улицы. Попов внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый популярный клоун планеты.
Никулин выступал за границей без особого успеха.
Этот «плюсик» Попова он пытался обратить в «минус».

«Олег Попов – это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна»

Как хотите, а первая фраза здесь ключевая. Или пророческая.
«Олег Попов – это явление в цирке Запада»
Чего явлению Запада делать в России?

Никулин оказался наверху, когда его назначили директором цирка на Цветном бульваре. Попов попал в распоряжение давнего недоброжелателя. Это не замедлило сказаться.

По словам Попова Никулин «…не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел... Говорю: «Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике». А меня на пять лет «ссылают» в цирки сибирские».

Окончательную точку в отношениях и показе «кто есть кто» поставил юбилей Попова. Юбилей выпал на время «обнуления» всех достижений. Значение стали иметь только деньги, административный ресурс. У директора цирка было и то, и другое. Он не разрешил всемирно известному коллеге праздновать в «своем» помещении.

«Хотел на Цветном бульваре отметить шестидесятилетний юбилей, Никулин не разрешил, сославшись на обвалившийся потолок. Но потолок-то обвалился в кассе, при чем здесь манеж!», - в сердцах говорил Попов.

Справедливости ради надо заметить, что среди прочих Попова с юбилеем поздравил и Никулин. Произошло это в Большом московском цирке. Никулин вышел в компании Вицина и Моргунова с речёвкой: «Будь здоров, Олег Попов!».

Вскоре после юбилея клоун эмигрировал.

Никулин умер в 1997, передав пост директора цирка сыну.
Что опять обидело Попова:

«Разве я не смог бы быть директором цирка на Цветном? Ну ладно – был Никулин, но почему после него его сын – директор? Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы на манеже – 57 лет»

Поставлена последняя точка этого спора.
Осталось лишь воспоминание о празднике.
Остальное – неважно.
Пересмотрю я, пожалуй, сегодня «Солнце в авоське», теле - фейерверк, представляющий Олега Попова.
Свыше тридцати лет ведь не видел…
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/22816.html

ЮРИЙ НИКУЛИН VS. КАРАНДАШ
10 декабря родился Михаил Румянцев (1901-1983), известный как клоун Карандаш.

Всю свою творческую жизнь Карандаш мечтал вырастить достойную смену, но необходимых педагогу качеств, как то терпимость и доброжелательность к младшим у него не нашлось. Во всяком случае, не нашлось в то время, когда Карандаш выходил на арену, будучи популярнейшим артистом.

Почти все ученики-ассистенты, не в силах терпеть взрывной характер Карандаша, уходили от него со скандалом. Не стали исключением и клоуны, сменившие Румянцева на арене: Юрий Никулин и Олег Попов.

Поговорим сегодня об отношениях Карандаша с Юрием Никулиным.


Впервые Никулин столкнулся с Карандашом, когда учился в школе-студии при Московском цирке. Карандаш прочел студийцам лекцию «О смешном в цирке», посмотрел этюды учеников. И сразу же выделил Никулина. Пригласил начинающего клоуна заглядывать в гости.

Неизвестно, питал ли Карандаш уже тогда на Юрия какие-то планы, но при первой встрече тет-а-тет он обрушился на систему обучения клоунов, состоящую из ненужной теории в ущерб практике. Карандашу полюбилась фраза: «Носом в опилки!». В разговоре с Никулиным он употребил ее неоднократно.


РЕПРИЗА КАРАНДАША "ВЕНЕРА". КТО-ТО ДОЛЖЕН ИГРАТЬ ДВОРНИКА
Трудность бытования Карандаша на арене заключалась в том, что ряд его реприз требовал подыгрывающего состава, а равного партнера (за исключением собачки Кляксы) он терпеть не мог. В результате Карандашу приходилось иметь дело с «сырым» материалом. Одним из таких «учеников Карандаша» и стал Юрий Никулин.

С весны 1947 года он вместе с сокурсником Анатолием Барашкиным выходил в сценке, изображая парня из зала, которого Карандаш учит кататься на лошади. Номер имел успех.


Через год постоянной практики маститый клоун пригласил Никулина и его однокурсника Полубарова на пятидневные гастроли в Одессу. Там Юрий Владимирович впервые столкнулся с взрывным характером Карандаша.

Сам он вспоминал об этом так:

«Перед выступлением Карандаш всегда нервничает, а тут как-то особенно разволновался. Он путал, где что лежит, долго не мог найти необходимых вещей из реквизита. Только отрепетировали, и нужно сразу начинать гримироваться. Начали гримироваться, выяснилось – не взяли с собой зеркало.

Карандаш мечется по комнате, руки у него трясутся.

Я из Москвы взял с собой кусок отбитого зеркала и поставил его на подоконник. Спокойно гримируюсь. Карандаш ко мне подскочил, схватил осколок зеркала и бац его об пол. Разбил на мелкие кусочки.

«Ну все, – думаю, – гастроли для меня сорваны».

Он так кричал, что я убежал в чужую гардеробную, где и закончил гримироваться».

Никулин во всем шел Карандашу навстречу и, казалось, мог бы рассчитывать на взаимность. Но когда во время своего первого самостоятельного выступления на арене он попросил учителя подыграть, Карандаш не просто отказал. Он добился, чтобы номер Никулина и Бориса Романова прошел на арене всего раз и был снят с программы.

Юрий Владимирович не обиделся, понимая, что тот номер оригинальностью не блистал. Он даже в паре с Борисом Романовым принял предложение Карандаша работать ассистентами на постоянной основе.


Работы оказалось до черта.

Юрий Никулин вспоминал:

«Сценка на лошади» шла в программе четвертым номером. После нее мы с Борисом бежали гримироваться для клоунады «Автокомбинат». Потом я переодевался в костюм дворника для номера с разбитой статуей Венеры. В третьем отделении программы (в цирках в то время представления шли в трех отделениях) показывали клоунаду «Лейка», в которой нам с Карандашом приходилось обливаться водой…

…По субботам и воскресеньям давали по четыре представления. Конечно, это большая нагрузка. Тем более, что от нас зависела вся техническая часть выступлений. Мало того, что мы должны по нескольку раз за время представления переодеваться, в антрактах готовить реквизит, но и перед началом представления обязаны были чистить животных, заряжать «автокомбинат», собирать бочку, выгуливать собак. То есть кроме самих выступлений набиралось много разных мелочей».

Карандаш создавал в коллективе атмосферу нездоровой конкуренции. Казалось бы, есть у тебя ассистенты, дипломированные клоуны, чего еще надо? А Карандаш объявил конкурс на весь Союз о «наборе учеников». Из тьмы откликнувшихся выбрал троих, которых начал таскать за собой повсюду, намекая Никулину и Романову «готовлю смену». Из этих троих, кстати, двоих Карандаш потом выгнал. Третьим был Михаил Шуйдин.


Через полгода нервотрепки Романов ушел от Карандаша.

Возник какой-то спор и как вспоминал Юрий Владимирович:

«Кончилось тем, что Михаил Николаевич разозлился и в резкой форме сказал Борису:

— Вы вообще… плохой артист. Это видно без всяких обсуждений. Все, что делаете вы, завтра может легко исполнить любой из моих учеников.

Борис обиделся и вышел из гардеробной. А Карандаш решил свои слова привести в действие. И при всех сказал Шуйдину:

— Приходите-ка завтра пораньше в цирк. Я вам костюм подберу, загримирую, порепетируем…»

Никулин хотел уйти вслед за партнером, но судьба его решилась в тот момент, когда он очутился на арене в связке с Шуйдиным. Да и Карандаш не желал Никулина отпускать обещая повышение зарплаты, самостоятельный репертуар, заграничные гастроли.

На деле же все шло, как и раньше. Карандаш показывал авторитарный характер, запрещая ученикам выступать в номерах не своего репертуара.

Никулин заметил:

«Михаил Николаевич привык к тому, чтобы инициатива исходила только от него. Он выдумывал десятки оговорок, чтобы отклонить любое наше предложение, говоря, что это еще не то, это нужно еще проверить, это, мол, не смешно или это нам еще рано».

И с деньгами было не очень. Именно из-за денег летом 1950 года возник раздор между Шуйдиным и учителем.

Дадим еще раз слово Юрию Никулину:

«Несколько раз Миша просил Карандаша посодействовать, чтобы в главке скорее решили вопрос о его тарификации. Миша по-прежнему получал ставку ученика, и жилось ему тяжело. Михаил Николаевич тянул с решением этого вопроса, хотя вполне мог бы помочь. И, как говорится, нашла коса на камень. Миша однажды заявил Карандашу, что если вопрос о ставке затянется, то он вынужден будет от него уйти. Сказал в тот момент, когда Михаил Николаевич сидел в своей гардеробной в дурном расположении духа.

— Ну и подавайте заявление об уходе, — резко ответил он Мише.

Я сидел в гардеробной у Карандаша, когда Миша принес свое заявление.

— Чудненько, — сказал Михаил Николаевич, положив заявление на стол.

Когда Миша вышел из комнаты, он, нервно потирая руки, обратился ко мне:

— Ничего, Никулин, мы найдем другого партнера.

Весь вспотев от волнения и зажавшись, я с трудом выдавил:

— Михаил Николаевич, если Миша… то и я тоже.

— Что? Что тоже?! — удивленно подняв брови, спросил Михаил Николаевич.

— Уйду…

— Ну и, пожалуйста, уходите… — вскипел Карандаш. — Пишите заявление.

Так я и сделал.

Карандаша наши заявления расстроили, но расстались мы с ним все-таки спокойнее, чем его прошлые партнеры…»


Расстались-то, они расстались, но работали ведь в одной цирковой системе. Когда дуэт Никулина и Шуйдина начал набирать обороты популярности Карандаш не переносил это спокойно, подзуживая бывших учеников ядовитым словом.

Однажды Никулин не выдержал.

Его жена Татьяна вспоминала:

«За все сорок семь прожитых вместе лет я, пожалуй, припомню всего два случая, когда муж выходил из себя. Первый раз объектом его ярости стал Карандаш. Несколько лет Никулин и Шуйдин были его ассистентами и прошли за это время суровую школу. Михаил Николаевич мог прилюдно накричать, унизить, зачастую его претензии выглядели просто как каприз. После того как ребята от него ушли и стали работать самостоятельно, Карандаш критиковал любое их начинание, причем делал это в очень обидной, если не сказать оскорбительной форме. А уж когда у коверных Никулина и Шуйдина стало что-то получаться… Страшно ревнивый к чужому успеху Румянцев нудел с утра до ночи: все это ремесленничество, примитив, который зрителю скоро надоест, вам не стоит обольщаться. И однажды Юра, который в каждый номер вкладывал кусок жизни, не выдержал: схватил огромный топор, который выпросил для реквизита у какого-то мясника, и с криком “Убью-ю-ю!” помчался за Румянцевым. Слава богу, цирковым удалось его догнать и отобрать «орудие возмездия»…».

В наше время некая допущенная к Никулину Виктория Виклюк выдвинула еще одну версию причины прохладных отношений Никулина и Карандаша. По ее мнению, у Юрия Владимировича был роман с женой Михаила Николаевича.

«На самом деле он очень сильно любил только Карандашиху – замечательную женщину, жену Михаила Румянцева. Как она говорила, так все и получалось. И Татьяна, жена Юры, об этой связи знала»


НИКУЛИН И ЖЕНА КАРАНДАША
Несмотря на сложность отношений, Юрий Никулин всегда отзывался об учителе с уважением, понимая сколь много профессионального опыта дало ему сотрудничество.

Сейчас же их Великие имена вообще пишутся через запятую.


https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/166028.html
God Save the King

Ответить