"Паралельные миры" в зеркале синергетического хаос

События на дружественных площадках, информация, новости, объявления

Модераторы: Крымский брюзга, Pecheneg

Корморан
Мадам Сыщик
Сообщения: 12033
Зарегистрирован: 01 ноя 2013, 08:34
Откуда: Мир Полудня

Сообщение Корморан » 27 ноя 2013, 20:03

Объяснять буду на примере ведения боевых действий последней большой войны. Сейчас воюют чуть иначе, поэтому получится не столь наглядно. А в тех реалиях хоть немного, но ориентируется любой более-менее грамотный человек.

Ситуацию "турбулентности" проще всего показать на примере прорыва позиционного фронта. Итак, есть два плюс-минус равных по возможностям противника. Система находится в состоянии гомеостаза, то есть относительного динамического равновесия, которое пытается сместить в свою пользу каждая из сторон. Наш супостат скрытно сосредотачивает силы и средства на нужном участке, создает уставные тактические плотности и в лучших традициях военного искусства взламывает нашу оборону. Начинается взаимодействие линейных и нелинейных факторов, что, собственно, и является характерной чертой ситуации "турбулентности".

Небольшое лирическое отступление. Обычный или нормальный бой в общем-то линеен, то есть может быть достаточно достоверно описан (при условии точно определенных поправочных коэффициентов) обычными диффуравнениями. Потому его тщательно избегают как стандартного способа ведения боевых действий, стремясь сместить в свою пользу систему поправочных коэффициентов. Ресурсный размен один к одному никому не интересен даже при существенном ресурсном превосходстве. При взломе обороны нормальный бой навязывается в допущении, что последующая цепочка боев будут проходить в куда более благоприятных для наступающей стороны условиях. Естественно, сторона обороняющаяся такого поворота событий пытается всеми силами не допустить.

Дальше начинается локализация прорыва. Поскольку главной опасностью является непредсказуемость направления действий прорвавшегося противника, степень этой предсказуемости пытаются поднять, связывая боем прорвавшиеся соединения и части. Во-первых, это делается потому, что в противном случае резервы будут вынуждены вести последующие бои в крайне для себя неоптимальных условиях., Во-вторых, выигрывается время для наращивания сил с последующим приведением системы в состояние обычного равновесия.

Но бои по локализации прорыва очень далеки от "нормальных". Они ведутся практически без подготовки, без обычной процедуры ее во всяком случае, часто сходу, очень часто - сводными отрядами и боевыми группами. Сложность системы резко и лавинообразно нарастает с обеих сторон. И чья система окажется более устойчивой, лабильной в наращивании усилий, менее подверженной "внутреннему трению", более высокоорганизованной, тот имеет большие шансы на достижение своей цели. Это правило можно считать общим для любых случаев столкновения с ситуацией "турбулентности" - от попадания в водоворот до внезапной смены погоды в горах. Причем в первую очередь речь идет о системе управления, поскольку в такой ситуации любое даже самое малое поражение может привести к катастрофе, несопоставимой с ним по масштабам.
- Абдуллу ждёшь?
- Жду.

(с)

Корморан
Мадам Сыщик
Сообщения: 12033
Зарегистрирован: 01 ноя 2013, 08:34
Откуда: Мир Полудня

Сообщение Корморан » 27 ноя 2013, 20:41

По накату. "Динамический хаос". Наиболее близкая аналогия - встречный бой или встречное сражение. Кто не знает, что это такое, прочитайте короткую повестушку Бориса Васильева с аналогичным названием. Тем есть очень характерный эпизод, когда после боя командир корпуса перепроговаривает его, раскладывая ситуацию через "если бы я знал". В этом вся суть - в очень высокой степени первоначальной неопределенности, снижать которую приходится непосредственно в ходе процесса. Очень похож на "турбулентность", но роль линейно действующих факторов там еще ниже, вплоть до уровня, когда нею можно просто пренебречь. "Динамический хаос" - сплошная нелинейность, и предъявляет еще более высокие требования к "нервной системе" воинского формирования. При небольших силах участия встречный бой может закончиться в считанные десятки секунд, еще до того момента, когда придет первичное осознание ситуации. Естественно, цена любой потери там еще выше. В первую очередь - потери темпа.
- Абдуллу ждёшь?
- Жду.

(с)

Аватара пользователя
raidho
Старожил форума
Сообщения: 15471
Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 15:58

Сообщение raidho » 27 ноя 2013, 20:48

Ключевой момент: есть два плюс-минус равных по возможностям противника

Корморан
Мадам Сыщик
Сообщения: 12033
Зарегистрирован: 01 ноя 2013, 08:34
Откуда: Мир Полудня

Сообщение Корморан » 27 ноя 2013, 21:05

Ну и, наконец Его Величество Хаос "в обыденном понимании". Тоже бывает. Ближайшее следствие прискорбного явления под названием "утрата управления". Кошмар любого командира на любом уровне. Разрушение выстроенной обучением и дисциплиной системы нормированных реакций. Кстати, вызывающая у некоторых гражданских тошноту воинская дисциплина и специфические методы обучения направленны именно на то, чтобы сделать поведение единиц управления хотя бы относительно предсказуемым в условиях, когда психика вылетает в пограничные состояния легко и непринужденно. Причем чем менее подготовлен изначально личный состав, чем ниже его интеллектуальный уровень, тем гротескней дисциплина и обучение вне зависимости от его длительности.

Теперь (чуть позже) о творческой (синергетической :D ) природе нелинейных состояний.
- Абдуллу ждёшь?
- Жду.

(с)

Корморан
Мадам Сыщик
Сообщения: 12033
Зарегистрирован: 01 ноя 2013, 08:34
Откуда: Мир Полудня

Сообщение Корморан » 28 ноя 2013, 04:33

Сам по себе хаос (и подводящие к нему нелинейные системы) творческими атрибутами не обладает. Но как материал приложения внешнего усилия - да и безусловно. Проще всего это объяснить на примере хаоса "в обыденном понимании". Минимальные организующие усилия в нем немедленно приводят к воссозданию исходных иерархий и структур, причем зачастую более гибких и эффективных. В 41-м решительный командир, оказвшись на пути потока, мягко говоря, неорганизованно отступающих, мог в течение часов или немногих суток оказаться во главе вполне дееспособного воинского объединения. Сложнее с ситуациями "турбулентности" и "динамического хаоса". Как объект управления они представляют собой невероятно сложные структуры, причем сложность эта является отражением сложности их собственной организации. Управление такими структурами само по себе представляет собой творческий акт, поскольку нормализованные реакции помочь здесь могут очень ограничено. В сложности нелинейных систем таится разгадка "случайности" и малой предсказуемости их поведения. Случайность эта существует лишь в попытке отражения явления сознанием, натренированным на восприятие простейших причинно-следственных связей, в то время как требуется переход от "плоскостной" к многомерной их картине. Естественно, и modus operandi в таких условиях требует постоянной корректировки, причем в весьма жестких временных рамках. Но то уже далековато от темы.

:D
- Абдуллу ждёшь?
- Жду.

(с)

Корморан
Мадам Сыщик
Сообщения: 12033
Зарегистрирован: 01 ноя 2013, 08:34
Откуда: Мир Полудня

Сообщение Корморан » 28 ноя 2013, 05:38

А теперь пора примерить получившийся костюмчик к параллельным мирам.

Создание ситуации "турбулентности" возможно и без задействования дополнительных информационных каналов. Достаточно установить различные рамки нормированных реакций для разных пользователей, чтобы система приобрела и драматизм, и динамику. Это мы видели достаточно давно в исполнении еще старого состава модерации Изначального Мира. Урок был усвоен, и следующим шагом, естественно, стало освоение управления "динамическим хаосом".

То, личная переписка и пароли в обоих параллельных мирах оказались вскрытыми, доказывать полагаю на сегодняшний день излишним. Добавочные информационные каналы на порядок повысили шансы в цепочке произвольно формируемых "турбулентностей". Образно говоря, это можно сравнить с фехтованием зрячего противника с незрячим, который в большинстве случаев даже не фехтует, а, скажем, играет на ирландской лире. Несколько извращенное удовольствие, как на мой провинциальный вкус, но в каждой избушке свои погремушки. Однако в какой-то момент информационное превосходство перестало быть подавляющим. Противник дрался еще вслепую, но на лире уже не играл, и при явном неравенстве стартовых возможностей ситуация постепенно начала выходить из-под контроля. Пошел процесс диссипации ("хаотизации") Изначальных Миров. Появление Свободного Мира несколько затормозило тему, сведя на какое-то время диссипацию к поляризации.

Сейчас идет конкуренция организующих импульсов в рамках всех трех параллельных миров.
В конечном счете наиболее вероятными представляются два варианта:
1) конкуренция приведет к расслоению спектра и каждый из линейных ("живых") ников обретет комфортную для себя экологическую нишу. В том случае, естественно, если их предоставят собственной судьбе, в чем имею некоторые основания сомневаться.
2) сработает в качестве нормализатора фактор наращивания мощности смыслового поля, и в этом случае судьба Изначальных миров представляется несколько малооптимистичной.

Благодарю всех за внимание.

:D
- Абдуллу ждёшь?
- Жду.

(с)

Ответить