Неизвестное об известном

Основной форум

Модераторы: Крымский брюзга, corvinus, Pecheneg

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 19430
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Неизвестное об известном

Сообщение Pecheneg » 01 май 2020, 21:40

Прошил насквозь: Тунгусской катастрофе нашли объяснение
Ученые нашли объяснение Тунгусской катастрофе


Отдел «Наука» 29.04.2020, 16:08

Тунгусский метеорит был не ледяным, а железным, войдя в атмосферу, он не упал, а улетел обратно в космос. Сибирские ученые, проведя расчеты, нашли новое объяснение Тунгусской катастрофе.

Российские ученые предложили новое объяснение феномену Тунгсусской катастрофы, волнующей исследоватлей уже более века. По их расчетам, значительные разрушения в районе Подкаменной Тунгуски связаны не с падением космического объекта на Землю, а с ударными волнами, возникшими при сквозном прохождении железного астероида сквозь атмосферу Земли. Новая версия объясняет отсутствие на поверхности Земли метеоритных фрагментов.

Таинственный взрыв в районе реки Подкаменная Тунгуска утром 30 июня 1908 года считается крупнейшим падением небесного тела на Землю в новейшей истории. Привлекает он ученых множеством необъяснимых деталей — например, достоверных крупных осколков «метеорита» так и не нашли, несмотря на долгие поиски и множество экспедиций.

Большим энтузиастом изучения Тунгусского феномена стал советский ученый Леонид Кулик. В 1927–1939 годах он организовал и возглавил несколько экспедиций, основной целью которых считались поиски остатков «метеорита».

Именно экспедиции Кулика позволили установить, что в месте предполагаемого падения метеорита на значительной площади (около 2000 км²) повален лес, причем в эпицентре деревья остались стоять, лишенные ветвей и коры.

Основываясь на расчетах траектории и массы космического объекта, внешних сил и изменений начальной скорости, ученые Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН при участии коллег из нескольких российских академических институтов и университетов представили новое объяснение Тунгусского феномена. Они показали, что разрушения, созданные Тунгусским космическим телом, могли быть вызваны ударной волной.

Взрывной удар мог возникнуть при прохождении космического тела через атмосферу Земли при условии, что оно состояло не из льда, как кометные ядра, а из железа.

В качестве примера ученые приводят Аризонский метеорит с начальным размером более 50 метров, который образовал 50 тыс. лет назад в месте падения кратер диаметром 1200 и глубиной 200 метров.

«Мы рассчитали траекторные характеристики для космических объектов диаметром от 200 до 50 метров, состоящих из железа, льда или каменных пород, таких как кварц и лунный грунт. Модель показывает, что Тунгусское тело не могло состоять из камня или льда, поскольку низкая прочность этих внутренне неоднородных материалов, в отличие от железа, приводит к быстрому разрушению таких тел в атмосфере в условиях колоссального аэродинамического давления», — рассказал руководитель проекта Сергей Карпов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института физики им Л.В. Киренского КНЦ СО РАН.

Основываясь на результатах моделирования, исследователи показали, что Тунгусский феномен был вызван железным астероидом с наиболее вероятным размером от 100 до 200 метров. Этот астероид прошел сквозь атмосферу Земли на минимальной высоте полета 10–15 километров со скоростью около 20 километров в секунду, при этом угол вхождения в атмосферу должен был быть меньше 11◦5.

При этом он не упал на Землю, а продолжил свое движение по околосолнечной орбите, потеряв около половины своей начальной массы, которая могла превышать три миллиона тонн, сохранив при этом свою целостность.

«Если мы допустим полную потерю массы вскоре после прохождения эпицентра или близко к нему, то доказательством этому было присутствие капель метеоритного железа на земной поверхности вдоль траектории и вокруг нее», — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Расчеты показали, что возникновение ударной волны связано с резким увеличением скорости испарения тела при приближении к эпицентру в верхних слоях тропосферы — для двухсотметрового тела — до 500 тысяч тонн в секунду из-за сильного нагрева его поверхности. Именно эта огромная масса может мгновенно расширяться в виде высокотемпературной плазмы, создавая эффект взрыва.

Другая загадка Тунгусского феномена — причина пожаров, охвативших район эпицентра площадью более 160 квадратных километров.

О возникшем при падении тела жаре Семен Семенов, житель фактории Ванавара (в 70 км на юго-востоке от эпицентра взрыва), рассказывал так: «…вдруг на севере небо раздвоилось, и в нем широко и высоко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба. В этот момент мне стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка. Я хотел разорвать и сбросить с себя рубашку, но небо захлопнулось, и раздался сильный удар. Меня сбросило с крыльца сажени на три».

Объяснение этого явления связано с действием светового излучения высокой интенсивности, порождаемого головой болида с температурой излучающей поверхности свыше 10000 градусов на минимальной высоте полета.

Ученым предстоит выяснить еще ряд вопросов в рамках предложенной модели. К ним, в частности, относятся расчеты амплитуды ударной волны в районе эпицентра в разных условиях и изменение температуры поверхности астероида на длине траектории, развитие во времени процесса прохождения тела в атмосфере, включая его разрушение.
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Аватара пользователя
raidho
Старожил форума
Сообщения: 3630
Зарегистрирован: 02 ноя 2013, 15:58

Re: Неизвестное об известном

Сообщение raidho » 02 май 2020, 09:51

Гипотезе рикошета уже лет 70. На текущий момент почти все специалисты склоняются к варианту кометного ядра.

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 13733
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: Неизвестное об известном

Сообщение Крымский брюзга » 02 май 2020, 18:27

Он улетел...
Но обещал вернуться...
Изображение

Путник
Старожил форума
Сообщения: 2059
Зарегистрирован: 01 ноя 2013, 16:14

Re: Неизвестное об известном

Сообщение Путник » 17 май 2020, 01:55

Вынесу из комментов, по многочисленным просьбам. Позже отдельный пост напишу, очень огорчающий восторженных энтузиастов Волшебного Свободного Цифрового Мiра, Шатающего Устои Мерзких Жаб Геронтократов.

IBM классический пример Старых Денег.
Изначально созданы как олигополия «отцом трестов» (был такой период в истории капитализма, когда правильные люди из правильных семей скупали конкурентов, объединяли их, и диктовали цены). Гуглите Charles Ranlett Flint.

Поднялись на госконтрактах (самый мощный — перепись населения, огромные деньги).
Сорок лет правили миром (и сейчас продолжают, просто это не так очевидно для широких кругов), подавляющую долю финансового капитала обрабатывают машины IBM Z.

Фактически создавший всю ИТ индустрию, великий гений Джин Амдал, не стал миллиардером. Наоборот, когда IBM, монетизировав созданное Амдалом, превратились в глобальную монополию, Ватсон-младший его из IBM выдавил, чтобы не делиться. Ватсоны из Правильной Семьи. Затем, в рамках своего круга, одна Правильная Семья попросила Другую Семью поделиться, не бесплатно.

Так появился Microsoft. Вы правда думаете, что глобальная монополия (на тот момент реально процентов 80 мирового рынка), взяла и отдала весь перспективный и очень растущий рынок недоучившемуся студенту? Не взяв за это денег, не сковав контрактными обязательствами, а ещё и очень хорошо заплатив?

Про Мэри Гейтс и Джона Опеля сами нагуглите.

Всем очень рекомендую, особенно пока самоизоляция, прочитать «Трилогию Желания» Драйзера, там многие актуальные для нас вещи описаны, например распил госконтрактов, частные концессии за взятку по типу московских парковок и камер, а также «карусели» на выборах. Только в США это происходило в конце 19 — начале 20 века.
Но самый главный рефрен произведения — невозможность правильно зайти в хату к Правильным Семьям, сколько бы денег ты не намолотил в моменте, и какими бы богоугодными делами не занимался. Тебя максимум будут использовать, и то за счастье для тебя.

Написанное Драйзером до сих пор актуально. Что в зрелом американском капитализме, что в диком российском.

И вот вам свежайший пример. Я был уверен в провале Дурова с TON. Просто потому, что Дуров сам себе не принадлежит, он является публичным подставным лицом. Его хозяин — Мирилашвили. Тоже уважаемая, по российским меркам, Семья. В прямом смысле, как у Марио Пьюзо, хехе. Им оперировать на уровне SEC не по статусу, увы. Паше надо было хозяина сменить предварительно. Жаль, что это вряд ли возможно, по причинам, несовместимым с жизнью.
Эрик Олдманн

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 19430
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Неизвестное об известном

Сообщение Pecheneg » 22 май 2020, 06:50

Вдохновенный рассказ о великом украинце Маркет Кропивницком

День в истории. 22 мая: родился любимый малоросс Александра III

Дмитрий Губин 22.05.2020, 01:00 История

Изображение

180 лет назад, 22 мая 1840 года в селе Бежбайраки Херсонской губернии (ныне - Новоукраинский район Кировоградской области с центром в городе Кропивницкий) родился основоположник украинского профессионального театра Марк Кропивницкий. Это был тот редкий случай, когда один человек был талантлив и успешен и как антрепренер, и как актёр, и как режиссёр

На границе сословий

Родился Марк Лукич в странной для того времени семье.
Отец его Лука Иванович был дворянином, мелким чиновником, а затем управляющим в имениях своих соседей. Мать, Капитолина Ивановна, урождённая Дубровинская, выросла в семье бывшего крепостного, где, как позднее вспоминал Марк Лукич, грязная ругань и телесные наказания считались обычным делом. Она имела прекрасный голос, играла на фортепиано, флейте, гитаре и многих других музыкальных инструментах, но, мягко говоря, была довольно легкомысленной.

Когда сыну исполнилось пять лет, мамаша покинула семью ради гусарского офицера. Причем покинула так, что Лука Иванович не имел права жениться во второй раз до тех пор, пока неверная жена не умрёт. Няню своих детей Евдокию (Явдоху) Петлишенко он выкупил из крепостного состояния, вступил с ней в связь, но не мог с ней обвенчаться.

Но и новая избранница Луки Ивановича оказалась не без греха — любила выпить. Как сообщает его потомок Игорь Кропивницкий, пользуясь почти повседневным отсутствием сожителя, который служил у князя Кантакузена в соседнем селе Екатериновке, Явдоха постоянно устраивала в доме пьяные оргии.

На долю же Марка и его шестилетней сестры Анны приходились в основном ежедневная брань и пинки. Часто они вместе с сестрой бывали и голодными, и ночевали в нетопленом доме. Друзьями Марка и Анны были крепостные дети. Именно отсюда, а не от модного в молодые годы Марка народничества, и пришло погружение в сельский быт, ставший объектом глубокого изучения Кропивницкого-драматурга и точного отражения на сцене Кропивницкого-актёра и режиссера.

Марк часто болел, а однажды впал в летаргический сон. Отец уже послал за священником, чтобы тот отпел новопреставленного, но мальчик проснулся и начал рассказывать, что был в хорошем саду и видел там многих детей, которые ели золотые и серебряные яблоки и с ним делились.

Отец хотел дать Марку хорошее образование. Началось оно на восьмом году жизни в частной школе шляхтича Рудьковского в соседней слободе Александровке. Марко жил в школе, где ученики спали вповалку на полу. В школе Рудьковского ученики выполняли всю работу по хозяйству: ухаживали за скотом, пололи бахчу, поливали капусту. За любую провинность Рудковский поучал свою бесплатную рабочую силу нагайкой. Не раз пришлось попробовать такой учительской «ласки» и Марку.

Когда Лука Иванович узнал, в каких условиях живёт и учится его сын, то выпорол «господина профессора» кнутом, а отпрыска забрал домой.

Более-менее системное образование будущему драматургу удалось получить в Бобринецкой уездной школе, где он учился с 1853 по 1856 год. В это время Марко жил в семье своей бабушки по матери Ульяны Васильевны Дубровинской.

Братья его матери были музыкально одаренными людьми, хорошо играли на различных инструментах, любили литературу. «…Не проходило даже вечера, — вспоминал драматург, — чтобы в нашей семье не звучала музыка или пение. Вечером к дядям приходили товарищи, наипаче в воскресенье, угощались, пели (все мужики были в церковном хоре) духовные концерты и светские песни <…>, а иногда и читали вместе, чаще всего Гоголя и "Энеиду" Котляревского». Вместе с ними народные песни пел и Марк.

Одесский актёр

Огромное влияние на дальнейшую судьбу Кропивницкого имел приезд в Бобринец летом 1854 года драматической труппы Людвика Млотковского. После этого, как отмечает театровед Николай Есипенко, желание выступать на сцене у него стало таким, что «ни перспектива служебной карьеры, ни решительные протесты отца уже не смогли приглушить тот порыв».

Через некоторое время дядя Кропивницкого Николай Дубровинский организовал в Бобринце театральный кружок, в который привлек и племянника. Так началась его карьера актёра.

После окончания с похвальным листом уездной школы в 1856 году и неудачной попытки продолжить обучение в гимназии Кропивницкий поступает на государственную службу в уездный суд в городе Бобринце, где несколько лет работает мелким чиновником. Однако гимназический аттестат Марко получил экстерном и три семестра был вольнослушателем на юридическом факультете киевского университета св. Владимира.

В 1863 году Марко написал свою первую пьесу «Никита Старостенко».

Кропивницкий возвращается в Бобринец, где служит столоначальником в уездном суде. Удерживает его на службе возможность играть в театральном кружке Соболевых, где он знакомится с Иваном Тобилевичем, позднее взявшим себе псевдоним «Карпенко-Карый».

«Возле нас группировались товарищи, и в свободное время мы читали в группе, чаще зимними вечерами… — писал М. Кропивницкий в воспоминаниях. - Я и Иван Карпович были членами общественной библиотеки, принимали домой журналы, а также и произведения отдельных выдающихся актеров. Кроме великорусских корифеев, знакомились мы понемногу с Смайльсом, Робертом Оуэном, Джоном Стюартом Миллем, Спенсером, Молешоттом и другими; читали кое-что из Шекспира, Байрона, Шиллера, Гете, Гейне, Дюма, Жорж Санд».

В 1865 году уездные учреждения из Бобринца переводят в Елисаветград, где Кропивницкий продолжает службу и играет в любительских и профессиональных спектаклях. В 1871 году после смерти отца Марк выходит в отставку и переезжает в Одессу, где играет в Народном театре графов Морковых, а затем и в других труппах.

В харьковской газете «Утро» были опубликованы воспоминания приват-доцента Бориса Грейденберга, в которых говорится:

«Это было в 1875 г., в Одессе. На Александровском проспекте стояло тогда (теперь его уже — нет) большое, неуклюжее деревянное здание, переделанное из бывшего цирка — Русский театр Галахова. Театр был весьма непрезентабельный снаружи и такой же представительный внутри… Страстный любитель театра, я в 1875 г. гимназист 5-го класса — был постоянным усердным посетителем Русского театра, за это получил от лично знавшего меня известного в то время артиста Стружкина прозвище «непременного члена галёрки».

Здесь же я и увидел впервые Марка Лукича. Шел какой-то спектакль с «разнохарактерным», как тогда любили извещать в афишах, дивертисментом — сочетание в настоящее время очень редкое, часто случайное; но в те времена весьма обычное. Под одним № значилась малороссийская песня в исполнении М. Л. Кропивнинцкого. Живо помню, точно это было вчера, как на сцену вышел высокий статный артист, с характерными запорожскими усами, в красивом национальном костюме, и приятным, звучным баритоном запел меланхолически-заунывную «пісню».

Несмотря на некоторый успех у одесской публики, времена у Кропивницкого бывали разные. В 1881 году, например, он писал своей знакомой:

«…А знаете ли вы, что такое «черный день». Я не способен копить гроши и копейки для черного дня, хотя знаю, что он меня не минет. Ведь не получил же я от своего отца ни наследственных лугов, ни замков, а от матери фамильных бриллиантов… Я боюсь нужды, боюсь нищеты, боюсь бедности, потому что испытал их; и до сих пор мороз подирает по коже, как вспомню».

Труппа «корифеев»

В 1881 году после цареубийства хоть и произошло ужесточение порядков, именуемое часто «реакцией», однако сказывалось оно далеко не во всём. Новый государь разрешил создание малороссийских трупп при условии, что там будут в репертуаре и русские водевили.

Осенью 1882 года Кропивницкий создал профессиональную труппу. Этот слаженный и крепкий исполнительский коллектив был организован в Елисаветграде, а через месяц он уже отправился на гастроли в Киев, Чернигов, Харьков, Одессу, Полтаву, Ростов-на-Дону. В нее вошли его ученики: Мария Заньковецкая и братья Тобилевичи — Афанасий Саксаганский, Николай Садовский, Иван Карпенко-Карый. Впоследствии их всех будут именовать корифеями украинского театра.

Кропивницкий то сам руководил труппой, то передавал вожжи Михаилу Старицкому, играя при этом жлоба Сирко в пьесе «За двумя зайцами». Зал взрывался от хохота, когда он произносил: «Вы, Секлета Филипповна, — это шо-то одно, а мы — это шо-то другое».

Играл он и в пьесах собственного сочинения, и в ставших к тому временем классикой комедиях Котляревского и Квитки-Основьяненко. Труппа стала популярной на юге России благодаря актерскому составу и дешевизне билетов.

Сам Кропивницкий тщательно готовился к своим ролям. Вот что писал психиатр Грейденберг:

«М. Л. рассказывал мне, что в первый свой приезд в Харьков он специально ездил на Сабурову дачу, где проф. П. И. Ковалевский (тогда исполнявший обязанности старшего врача больницы) демонстрировал ему различные типы слабоумных и «дурачков». М. Л. посетил нашу больницу, обошел помещения для больных, среди которых его преимущественно интересовали, кроме тех же типов слабоумия, формы душевного расстройства вследствие сильных нравственных потрясений».

Труппу Кропивницкого захотели видеть в столице. Во время гастролей в Петербурге зимой 1886-1887 годов, по мнению многих очевидцев, она затмила Александринский и Мариинский императорские театры, а также гастролировавшие в это время в северной столице труппы из Германии, Италии и Франции.

«Хохлы и хохлушки, — писал в эти дни на страницах своей газеты «Новое время» Алексей Суворин, — решительно и по праву овладели вниманием Петербурга. Г. Кропивницкий не только бесподобный актер, но и такой же бесподобный режиссер. <…> Его маленький оркестр повинуется ему так же, как и большой — Направнику (Эдуард Францевич Направник — чешский и русский композитор, дирижёр, почти полвека занимавший пост главного дирижёра Мариинского театра. — Ред.). Все на своем месте и все вовремя».

Выступления малороссийских актеров 4 ноября 1887 года посетил Александр III, для которого были сыграны два спектакля по пьесам Т. Шевченко («Назар Стодоля») и М. Старицкого («Если колбаса и чарка, то пройдет и ссора»). 25 января того же 1887 года эти актеры еще раз выступили в присутствии царской семьи, но теперь уже на сцене Мариинского театра, где до этого никогда не играла ни одна провинциальная труппа. Исключение сделал лично император. В этот день украинские корифеи играли «Наталку Полтавку» И. Котляревского и один из водевилей А. Велисовского. Петербургская аристократия во главе с Александром ІІІ стоя аплодировала актерам.

После окончания гастролей в Петербурге, которые длились три месяца, директор императорских театров Погожев сделал предложение М. Кропивницкому и М. Заньковецкой на очень выгодных для них условиях перейти служить на сцену Александринского театра, но те отказались.

Внук Марка Лукича Игорь пишет, что якобы он так говорил о своем отказе: «Не нужно мне ни серебра, ни золота, ни славы, ни уважения… Предать мой народ, пойти в наймы здесь «власть предержащим», которые язык наш не признают, хотят уничтожить?! Никогда! Лучше буду работать в пользу милой моей Украины в полную, Богом данную мне силу, а там уже пусть ценят все, что я оставил». Но большой ценитель творчества Кропивницкого Константин Сергеевич Станиславский в таких случаях говорил: «Не верю!»

Гастроли в Москве, Тифлисе и других городах сопровождались аншлагами.

«Я видел в „Наталке-Полтавке" Щепкина, — писал Суворин, — и смело скажу, что Кропивницкий нисколько не ниже знаменитого артиста… Кропивницкий — не только бесподобный актёр, но и такой же бесподобный режиссёр…». По словам Суворина, «…соединение тонкой наблюдательности с выразительностью и бесподобной гримировкой, рядом с разнообразием типов делают из Кропивницкого такого актёра, подобного которому нет ни на одной русской сцене…»

Но было три губернии, куда труппу некоторое время не пускали. По распоряжению генерал-губернаторора Александра Романовича Дрентельна, гастроли малороссийского театра в Киевской, Подольской и Волынской губернии были запрещены.

В жизни труппы Кропивницкого бывали разные события, в том числе и трагические.

«Один момент наших встреч с М. Л. Кропивницким был отмечен трагическим происшествием в его труппе — самоубийством артистки Базаровой. Это была весьма талантливая молодая актриса, на которую М. Л. возлагал большие надежды и которой предсказывал блестящую будущность. Онъ был очень потрясен ее неожиданной кончиной и на похоронах произнес замечательно вдохновенную речь, явившуюся воплем наболевшей души многострадального борца за автономию малорусского театра», — вспоминал Б. Грейденберг.
Некоторое время Кропивницкий владел домом на Лопатинском переулке в Харькове, а в последние годы он купил себе дом на хуторе Затишок в Купянском уезде Харьковской губернии. Там, по воспоминанию его дочери Ольги Марковны, Марк Лукич охотно принимал у себя различных деятелей культуры и разрешал им жить на своем хуторе годами, на полном пансионе. Длительное время у него жили племянники Тараса Шевченко и композитор Николай Лысенко.

Вот каким его там застал Б. Грейденберг:

«Большое удовольствие было видеть этого „діда на хуторі", как мы его называли. Онъ водил меня по своим владениям, показывал различные статьи хозяйства, которым очень увлекался, делился планами задуманных и проектируемых улучшений и пр.

Но когда мы, после хозяйственного обхода, вернулись в дом и заговорили об общих вопросах, предо мною уже сидел не старый дід-хуторянин, а прежній „батько малоросстйского театра". М. Л. былъ полон новых литературных замыслов, сообщил мне несколько тем задуманных пьес и приглашал приехать на более продолжительное время, чтобы возобновить наши „лекции" по психиатрии».

21 апреля 1910 года в вагоне поезда, ехавшего из Одессы в Харьков, от кровоизлияния в мозг скончался малороссийский режиссёр, актёр и драматург Марк Лукич Кропивницкий. Всего месяц он не дожил до своего семидесятилетия, которое собиралась отмечать с большим размахом вся российская театральная общественность.

Родные решили похоронить его в Харькове, на Иоанно-Усекновенском кладбище. Отпевание прошло в Успенском кафедральном соборе. Когда кладбище снесли и создали на его месте Молодёжный парк, захоронение с памятником осталось на месте и не было перенесено.

https://ukraina.ru/history/20200522/1027588304.html
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 19430
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Неизвестное об известном

Сообщение Pecheneg » 26 май 2020, 14:03

Языковая родня

Тамара Скок
23.05.2020

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Поговорим о связях между славянскими языками, их взаимовлиянии. Родные братья русского языка – это языки белорусский и украинский. В несколько более отдалённом родстве стоят языки западнославянские и южнославянские – они могут именоваться его двоюродными братьями.

На земном шаре от трёх до семи тысяч языков, объединённых в семьи. Русский язык является представителем самой большой языковой семьи – индоевропейской. Считается, что на индоевропейском праязыке говорили те, кто жил в центре Европы ещё пять тысяч лет назад. Сегодня в составе огромной индоевропейской семьи десять языковых групп, потому что некогда единый народ разделился на несколько этносов, говорящих на разных, но отчасти сходных языках.

Среди языков одной семьи есть как родные и двоюродные братья, так и седьмая вода на киселе: всё зависит от того, насколько велико сходство между родственниками. Родными братьями русского языка являются украинский и белорусский, и это неслучайно: до XIV века восточные славяне были единым народом, который говорил на древнерусском языке.

Изображение

Памятник братьям Леху, Чеху и Русу в Победзисках (Польша). Фото: Jerzy Strzelecki\wikimedia.org

Именно поэтому мы знаем огромное количество сходно звучащих слов: русское мать по-украински звучит как мати, а по-белорусски – маци. Если в России воспроизвести песню ансамбля «Сябры» «Вы шуміце, шуміце нада мною, бярозы», проблем с пониманием не возникнет. Интересно и название этого популярного белорусского коллектива: сябры по-белорусски – друзья, причем слово сябр происходит от литовского сябрь – «товарищ, соучастник». И хотя литовский язык славянским не является, он тоже наш родственник, пусть и дальний.

Кроме восточнославянских, существуют языки западнославянские и южнославянские. Они состоят в несколько более отдалённом родстве с русским языком и могут именоваться его двоюродными братьями. Среди них польский, чешский, словацкий (это западная ветвь славянской группы) и болгарский, македонский, сербскохорватский, являющиеся южнославянскими языками.

Изображение

Древо славянских языков. Фото: ru-sled.ru

Польский язык долгое время играл роль посредника между языками западной и восточной Европы: переняв и пропустив через себя, польский подарил нам такие слова, как рапорт, амнистия, буханка, баранка, пунктуальный, музыка, кухня, бутылка, гонор, вензель и т. д. Лингвисты полагают, что в русском языке не меньше тысячи полонизмов, и дело касается не только самостоятельных, но и служебных частей речи (союзов, частиц): так что, если, что за, якобы. Заимствования из польского можно обнаружить среди названий различных блюд (зразы, пончики, шпикачки, пампушки, клёцки, повидло…), слов военной тематики (гетман, ротмистр, воевода, поручик, муштра и мн.др.), а также ругательных наименований (подлец, забияка, быдло).

Как известно, многие полонизмы проникали в русский язык через украинский и белорусский и по пути обрастали новыми значениями. С этой точки зрения интересна трансформация западнославянского слова быдло, родственного глаголу быть. Первоначальное его значение – «состояние, бытие» – сохранилось в чешском языке. В польском же оно означало «жилище, имущество, собственность», а позднее – «домашний скот». В украинском языке это заимствование получило ещё и переносное значение − люди, которые приравниваются к скоту.

Интересно, что слово забияка в результате перемещения в русский язык утратило своё первоначальное зловещее значение: польское существительное zabijaka образовано от глагола zabijac – «убивать», в русском же всё гораздо безобиднее: забияка – это задира, буян, скандалист,
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Путник
Старожил форума
Сообщения: 2059
Зарегистрирован: 01 ноя 2013, 16:14

Re: Неизвестное об известном

Сообщение Путник » 29 май 2020, 23:52

Жариков о сетях и рабое спецслужб. Ну.... познавательно, помойму :)
https://youtu.be/GGkXdeg6AA4
phpBB [youtube]

Аватара пользователя
corvinus
Старожил форума
Сообщения: 2331
Зарегистрирован: 01 ноя 2013, 00:47
Откуда: Коктебель

Re: Неизвестное об известном

Сообщение corvinus » 30 май 2020, 03:28

Даже смотреть не стал. Ежу понятно, что все мы под колпаком у Бормана (с).
За Одессу - не простим.

Аватара пользователя
Pecheneg
Старожил форума
Сообщения: 19430
Зарегистрирован: 10 янв 2014, 14:19
Откуда: Украина

Re: Неизвестное об известном

Сообщение Pecheneg » 30 май 2020, 17:24

Автор: Борис Бурда
Журналист, писатель, бард. Обладатель бриллиантовой совы интеллектуальной игры — «Что? Где? Когда?»
Опубликовано: 10.05.2020

КОРНИ И КРЫЛЬЯ с Борисом Бурдой: Николай Миклухо-Маклай — потомок Запорожских казаков и герой мифологии папуасов Новой Гвинеи

Его предок Охрим во времена Хмельницкого был куренным атаманом и сражался в войске гетмана вместе с тремя сыновьями. Старший сын, Назар, влюбился в прекрасную полячку и перебежал к врагам, но его поймали и отец собственноручно его убил. Знакомая история?
Не удивительно – далекий потомок Охрима, Николай Николаевич, учился в Нежинской гимназии вместе с Гоголем. А его родного племянника мы чаще всего связываем не с Украиной, а с огромным тропическим островом, который больше всей Украины. На этом острове его, правда, считали прибывшим с Луны, но на таком расстоянии это практически все равно…

Впрочем, это семейная легенда, а что мы знаем о его предках точно? Его прадед, Степан Миклуха, жил в городе Стародубе. Сейчас он находится в Брянской области РФ, а когда-то был административным центром Стародубского полка Запорожского Войска, в котором Степан и дослужился до звания корнета. В 1846 году у него родился правнук — Николай. Его восприемником при крещении был генерал Ридигер, один из предков патриарха Алексия Второго.

Родители были поскромнее: отец – путейский инженер-капитан, мать – дочь полковника-немца и помещицы польки. Отец, правда, вошел в историю железных дорог тем, что был первым начальником Петербургской железнодорожной станции и вокзала. Правда, в итоге его уволили с этой должности и чуть не арестовали за то, что он послал 150 рублей ссыльному Тарасу Шевченко.

К какой же нации он сам себя относил? Вот его ответ газете «Сидней Морнинг Геральд» на этот вопрос: «Моя личность является живым примером успешного сочетания трех сил, которые испокон веков враждовали. Горячая кровь запорожцев мирно слилась с кровью их, казалось бы, непримиримых, гордых врагов-ляхов, разбавленной кровью холодных немцев. Чего в этой смеси больше или какая ее составляющая значимее во мне, судить было бы опрометчиво и, наверное, невозможно. Я очень люблю родину моего отца — Малороссию, но эта любовь не умаляет моего уважения к двум родинам родителей моей матери — Германии и Польши… Я не считаю, что какой- то из трех наций, составивших мою личность, мне следует отдать предпочтение».

Даже не окончив гимназии (занимался он в ней кое-как), он поступил вольнослушателем в Петербургский университет, но за участие в студенческой сходке, посещение университета ему запретили. Семья поднатужилась и отправила его учиться за границу, где он менял университет за университетом, изучая и в Гейдельберге, и в Лейпциге, и в Йене весьма мало связанные между собой предметы: от истории греческой философии — до учения о костях и сухожилиях, от геометрии — до политэкономии и от сельского хозяйства — до медицины, на которой в итоге более-менее и остановился.


Эрнст Геккель (слева) со своим ассистентом Миклухо-Маклаем на Канарских островах. Декабрь 1866 года
Большое и полезное влияние оказал на него его педагог, крупный ученый Эрнст Геккель, автор научного термина «экология». Он сделал бедного студента, порой откровенно голодавшего, своим ассистентом, навещал его в больнице, и даже в письмах к родным упоминал, что должен заботиться о своем русском студенте, у которого в Германии вообще никого нет.

Геккель взял своего ассистента в экспедицию по Средиземному морю и Канарским островам для изучения местной фауны. Сделанную там свою первую научную работу, он подписал уже новым именем – Миклухо-Маклай. Кстати, он использовал это якобы шотландское имя еще за четыре года до публикации, при первом появлении в Гейдельберге. Если уж быть точным, он подписывался «von Maklay» (были варианты и «von Mikloucho», и «von Mikloucho-Maclay») — хоть так показать этим немцам, что он все-таки дворянин…

Семейная легенда гласила, что шотландский наемник Михаэль Маклай попал к казакам в плен под Желтыми Водами, прижился там, женился на одной из сестер его предка по имени Грицько, и уже дальше их потомки жили под двойной фамилией. Фактами это не подтверждается – в сохранившихся церковных книгах ни слова о «Миклухо-Маклае» нет. Но ему так больше нравилось, и в итоге это прижилось. Ну их, эти факты – с ними скучно…

Его научной специальностью на время стало изучение губок. Он совершает экспедицию в Сицилию, а оттуда направляется на арабский Восток, где в те времена жизнь не мусульманина подвергалась реальной опасности. Он выучил несколько арабских слов, обрил голову, купил бурнус; даже молился Аллаху, как умел, но это его мало выручало. Однажды, во время плавания на какой-то тамошней большой лодке, его попутчики даже собрались выбросить неверного в море. От отчаяния он замахнулся на них микроскопом, и те в испуге разбежались – вдруг это еще хуже пистолета? Но, собранные там коллекции, до сих пор хранятся в Зоологическом музее.

Его научная специальность требовала дальних путешествий. Он представил в Географическое общество свой проект экспедиции на Тихий океан, который включал «не только исследования животных, но и антрополого-этнографические наблюдения». Нашлось достаточно меценатов – от коллег по географическому обществу, ссудивших его барометром, термометром и прочими приборами, до великих князей, добившихся приказа изменить ради экспедиции маршрут корвета «Витязь».

И вот, после долгого плавания, с посещением многих тихоокеанских островов, 20 сентября 1871 года, Миклухо-Маклай высаживается на побережье Новой Гвинеи. Они с командиром корвета договорились, что через год корабль вернется и, если исследователь будет жив, заберет его, а если нет – хотя бы его заметки в специальном герметическом цилиндре, оставленном в условленном месте.

Поначалу контакты с туземцами шли туго. Прибытие пришлось на день рождения кого-то из членов царствующего дома, и корвет дал салют, а папуасы, услышав непонятный грохот, естественно, разбежались. Потом туземцы посмелее стали навещать хижину Маклая. Они даже дарили ему подарки – местную еду, за которые он отдаривался как мог – ножами, гвоздями, бутылками, бусами и подобными ценностями. Это не было торговлей – даже получив совсем незначительный дар, туземцы не злились и не отбирали своих подарков.

Поначалу туземцы попытались напугать Маклая – замахивались на него копьями, грозили ударить. Маклай вынес на открытый воздух циновку и улегся спать – убивайте, мол, если не придумаете ничего более толкового. Такое бесстрашие произвело впечатление. Особенно хорошие отношения сложились у Маклая с туземцем, которого он называл Туй. Современные исследователи считают, что его имя правильно произносилось Тойя, но Маклая можно понять — чай, из России приехал…

С большим трудом Маклай осваивал местный язык – за все свое пребывание там он выучил примерно 350 слов одного туземного языка, а в ближних деревнях говорили еще минимум на 15-ти языках, которые он не понимал. Ему удалось вылечить Туя от последствий тяжелой травмы, и после этого его стали принимать в туземной деревне. Позже от него даже перестали прятать туземных женщин и детей, и в итоге устроили праздник трех соседних деревень, на котором его включили в местный социум. Теперь он мог не носить при себе свисток, которым предупреждал о своем появлении, чтобы местные женщины могли спрятаться.


Миклухо-Маклай с папуасом Ахматом. Малакка, 1874 или 1875 год
После этого его перестали звать «гаре тамо» — «человек в футляре» (Чехов тут ни при чем, имелась в виду одежда). Теперь к нему обращались «тамо русс» (понятно, что это значит) и даже «кааран тамо» — «лунный человек». Сам Маклай решил, что туземцы подумали, будто он прибыл с Луны. Но современные ученые считают, что это имя просто значило «человек с бледной кожей, цветом похожей на Луну».

Через год русский клипер «Изумруд» пришел забрать Маклая. Исцелившись от приобретенной на Новой Гвинее малярии, он продолжал свои исследования на Дальнем Востоке – островах Индонезии, Гонконге, Китае. В Гонконге его заинтересовала такая черта местного быта, как курение опиума, и он решил его изучить. За три часа он выкурил 27 трубок опиума – гораздо больше обычной дозы – и впал в прострацию, а потом у него несколько дней кружилась голова. Он опубликовал научную статью «Опыт курения опиума», но наркоманом не стал. Иначе это была бы уже не наука…

Его исследования были опубликованы и сделали новую Гвинею популярной в России. Нашлись спонсоры новой экспедиции, и в 1876 году он высадился неподалеку от своей первой стоянки. Около своего дома он разбил огород. Выращенные в нем овощи и злаки стали заимствовать и туземцы, включив их в свой рацион. А Маклая стали называть «тамо боро-боро» — большим человеком и начали мифологизировать, как своего культурного героя.

Столкнулся он там еще и с европейскими пиратами и работорговцами и задумался о необходимости защиты туземцев от них. Когда за ним с годичным опозданием все-таки пришел корабль, он собрал окрестных папуасов, предупредил их, что при появлении непонятно каких кораблей белых людей лучше поначалу скрываться, и даже сообщил им специальный знак, который даст папуасам понять, то приплывшие белые – его друзья и он за них ручается.

Немало времени после своего второго путешествия он провел в Австралии, и в итоге женился там на дочери премьер-министра австралийской колонии Новый Южный Уэльс – Маргарет Робертсон-Кларк. С ней он вернулся в Россию, где прочел несколько лекций о своих путешествиях, вызвавших немалый интерес. Слушатели отметили, что после своих двенадцатилетних скитаний он довольно плохо говорит по-русски, время от времени вставляя в речь иностранные слова, взамен забытых русских.

Он был принят даже царем Александром Третьим – так велик был интерес к его работам! Он начал выдвигать идеи колонизации Россией «Берега Маклая» – так он назвал место, в котором высадился. Впрочем, ему виделся и своеобразный «этнографический заповедник» в этих краях, под протекторатом какой-то великой европейской державы – Англии или Германии. В итоге, он отправился в третье свое путешествие на корвете «Скобелев» (это был тот же «Витязь», на котором он прибыл туда впервые – ему сменили имя) в 1883 году.

Он прибыл в разоренную местность, в которой часть знакомых ему деревень была заброшена после войн с жителями соседних гор. Он высадил ранее там неизвестные манго, апельсины, лимоны и хлебные деревья, а зерна кофе велел передать горцам и сказал, то Маклай велел их выращивать. Отплывая домой, Маклай сказал туземцам, что в будущем навсегда поселится здесь. Но военные моряки его идею не одобрили – зачем русскому флоту угольная стоянка, на которую, пока доплывешь, весь принятый на борт уголь и сожжешь? В итоге так и не появилось у России тихоокеанской колонии…

Вскоре он вернулся с женой в Россию, но прожил там недолго – за время своих скитаний он постарел, ослаб и, не дожив до 42 лет, скончался от раковой опухоли. Его вдове оплатили проезд до Австралии и назначили пожизненную пенсию в 5000 рублей в год, которую выплачивали из своих личных средств сначала Александр III, а потом Николай II – естественно, до 1917 года. Она вернулась на родину и пережила мужа на 48 лет.

Его научное наследие остается актуальным в первую очередь, как доказательство видового единства человечества. При его жизни немало натуралистов считало, что разные расы произошли от разных предков и являются разными биологическими видами. Его исследования достаточно убедительно это опровергали, противостоя взглядам, гораздо более удобным для оправдания колониализма и поэтому гораздо лучше оплачиваемым. А в языке туземцев бонгу, с которыми общался Маклай, до сих пор остались слова «тапорр», «абрус», «гугруз», «бик» — и топоры, и арбуз, и кукурузу и быков им привез «белый человек с Луны».

Память о нем хранят многие народы и даже все человечество в целом.

ЮНЕСКО в 1997 году специальным постановлением провозгласило его гражданином мира. Берег Маклая продолжает носить его имя. В Малине Житомирской области, Севастополе и Джакарте ему установлены памятники, в тех же Малине и Севастополе, да и Батурине, бывшей казачьей столице, работают его музеи. В 1947 году о нем сняли советский фильм, а в 2003 году именно его приключения стали основой сюжета первого украинского мюзикла «Экватор».

Думаю, что жизнь с таким сюжетом еще станет источником вдохновения для многих произведений. Вот только — что доверять им будут не особенно. Трудно поверить, что маленький худощавый человек, которые при росте в 171 см весил всего 44 килограмма, был способен на такие дела. А ведь был на самом деле!

https://huxley.media/korni-i-krylja-s-b ... 0QQAvD_BwE
Не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати!

Ответить