По Тяньшанским перевалам

Модераторы: Pecheneg, Livilla

Ответить
Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 20 дек 2019, 16:41



Случилось нам немножко заплутать: свернули не туда. Едем-едем, а вместо озера повела дорога в горы. Остановились, прикинули, вышло, что и впрямь едем на запад, а надо на юг. Пришлось вернуться назад.
Но та дорога, которую мы НЕ ПРОЕХАЛИ, запала в душу. Куда она ведет? В какие дали? Что за поворотом? Эта мысль дразнила и не давала покоя. Даже снилась.
И я твердо решила, что бы там ни было, при первой возможности по ней проедем.
К счастью, возможность не замедлила представиться. Нынче летом решили махнуть на Памирский тракт. А это значит, не миновать Киргизию и ее перевалы.
Достали карты, маршрутные листы и определили, что убежавшая от нас дорога связывает Иссык-куль с городами Нарын – Казарман – Джелалабад. Вот по ней и поедем. Нам как раз нужна трасса через Джелалабад-Ош-Баткен на Таджикистан, на погранпереход Исфара.
Решено: едем именно этой дорогой.

А теперь закроем глаза (заодно на отвратительные казахские трассы с их еще более отвратительными дорожными полицейскими-вымогателями) и откроем их погожим сентябрьским утром в предгорьях Тяньшаня. Который нам предстоит пересечь с севера на юг.


Изображение


Солнце только что протиснулось между гор. Воздух, чистый и свежий, немедленно разгоняет утреннюю дрему. Пора собираться в путь.
Наверное, самые чудесные мгновенья – предвкушение Дороги, о которой мечталось и грезилось во сне. Теперь вот она – перед нами. И уже никто друг от друга никуда не денется: ни она, ни мы.
Еще чуть-чуть, последний взгляд вокруг, последняя спокойная минута.

Изображение


Потом в машину. Звук захлопнувшейся дверцы отсекает все лишнее. Теперь только вперед.
Отсюда начинается отсчет нашего путешествия.


Помнится, полгода назад здесь плескалась полноводная река, вобравшая в себя ручьи с таявших ледников. Синяя-синяя, красивая-красивая. Такой ее запомнила, такой видела во сне.
Увы, осенью не то: красота идет на спад вместе с уровнем воды.


Изображение

Разочарование.
Но дорога и не обещает одни только приятности. Надо быть готовыми ко всему.

Едем дальше. Места обжитые: долина Иссык-Куля издавна привлекала к себе поселенцев. Проезжаем аилы, зеленеют поля, пасутся стада. Такие узнаваемые глинобитные домики.

Изображение

Азия. Все еще полукочевая Центральная Азия.
Когда едешь по этим горным долинам, то видишь иной мир, где важнее, чтобы выжил новорожденный ягненок, чем все фондовые показатели мира. Здесь правят боги простых истин.


Изображение


А еще здесь можно поудобнее устроиться, погреться на таком щедром даже в сентябре южном солнце, подышать горным воздухом, глядя на заснеженные пики неприступных гор – ни о чем не думать и никуда не спешить. Просто наслаждаться настоящим.


Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 20 дек 2019, 18:30

Нам часто встречались такие узоры на холмах. Но мы не сразу догадались, что это овечьи тропы.


Изображение


Вот так они объедают растительность на горных склонах.
Проявляя при этом недюжинную храбрость и умение стоять на своих четырех.


phpBB [youtube]



По пути в Нарын надо преодолеть перевал Долон, 3030 метров. Не самый сложный, не самый крутой, но нашей машине пришлось попыхтеть, карабкаясь по серпантину.


Изображение


После перевала открывается прямой путь в областной центр город Нарын.
Спуск оказался гораздо приятнее подъема. Хотя в горах это не догма, как мы позже имели случай убедиться.
Шумная и чистая горная речка радостно приветствовала любого, кто решил остановиться у ее берегов.

phpBB [youtube]



Ах уж эти горные тяньшанские реки! Вода там в любую жару ледяная, напоенная особой энергией.


Изображение


Всякий раз хочется протянуть руки к стремительному потоку, словно исполняя ритуал, чтобы свершилось – что? Прикосновение? Проникновение? Узнавание? Сопричастность?


Изображение


Здесь можно долго стоять, любуясь завихрениями сверкающих струй.
Но дорога зовет дальше, искушая обещанием нового, прежде не виданного. Поэтому вперед…

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 20 дек 2019, 18:37

Вообще Нарынский район считается одним из красивейших в щедрой на красоты Киргизии.


Изображение


Трудно с этим не согласиться.


phpBB [youtube]


Но сегодня цель нашего путешествия – Таш-Рабат. Знаковая достопримечательность этого горного изолированного уголка Киргизии.
Собственно, имя Таш-Рабат носит и местная река, приток Нарына, и длинный и холодный горный перевал и древний караван-сарай на Великом Шелковом Пути.

Если свернуть в сторону на грунтовку и проехать по ней километров 80, то мы должны туда добраться. Вроде недолго. Но 80 километров по суровому грейдеру показались нам очень длинными. Хотя дорога живописная. Скальные обнажения красиво выступают из зеленых холмов как грозное напоминание о своей первозданной мощи.


Изображение

Изображение


Наше внимание привлекли птицы, кружащие в небе.


phpBB [youtube]



Что они там видят? Кого выслеживают?
Оказалось, стервятники. Да какие огромные! Кого-то доедали в овраге.


Изображение


А рядом разгуливают лохматые коровы – яки. Первый раз живых яков увидели.


Изображение


Самое большое впечатление произвели их пушистые хвосты.


Изображение


И бегают они проворно, не в пример коровам.
Ну и конечно бесконечные отары овец


Изображение.

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 20 дек 2019, 19:13

Дорога, конечно, тряская и даже выматывающая. Грейдерная грунтовка - что тут скажешь. Но главное, к цели она нас вывела как по ниточке.
Эта извилистая речка носит имя "Таш Рабат". Значит, где-то недалеко 3-километровый Таш-Рабатский перевал, высота – 3500.
А на нем - караван-сарай, который непременно надо посетить, коли уж занесло в эти места.


Изображение


Добрались. Перед нами важнейший перевалочный пункт Великого Шелкового Пути по дороге в благодатную Ферганскую Долину.
Таш-Рабат в переводе означает Каменный Двор. Он считается первой каменная постройкой в Средней Азии. Здание совершенно нехарактерной для здешних мест архитектуры представляло собой смесь караван-сарая, гостиницы и крепости, где купцы,преодолевшие Таш-Рабатский перевал, могли отдохнуть, укрыться от непогоды вместе со своими животными или обезопасить себя и свой груз от разного рода лихих людей.
Отсюда караванные тропы вели в Маргилан, Коканд, Бухару, Самарканд и дальше на Термез и Хиву.


Изображение


С высоты древний караван-сарай как на ладони – открыт всем ветрам и любому страннику.
Подойдем и мы поближе.


Изображение


Признаться, впечатляет. В Киргизии вообще строений такой высоты и мощи я не видела. Если учесть, что построен Таш-Рабат в XV- по некоторым данным в XVI в., то встает вопрос – чьими руками? Потому что киргизы ничего сложнее юрты не строили.
Впрочем, здесь, по сути, Кашгария. Так что может это осколок ее строительной культуры.

Двери древнего караван-сарая распахнуты - идем внутрь.


Изображение


Холодные, грубые серые камни. Здесь неуютно и - надежно.

Изображение


Насмотревшись на хлипкие глинобитные азиатские постройки, вроде домика Ниф-Нифа, под этими суровыми каменными сводами чувствуешь себя защищенной и от непогоды и от недоброго взгляда.


Изображение


Сверху есть отверстия для вентиляции и освещения.


Изображение

Промозгло, гуляют сквозняки.
Впрочем, если вспомнить, что за стеной холодный, неприветливый, продуваемый со всех сторон перевал... А если еще и устал до дрожи в коленях, горит исхлестанное ледяным ветром лицо, от холода слезятся глаза. А под каменной крышей можно развести огонь, сесть на припасенную кошму, вытянуть натруженные ноги, погреть руки над очагом и, дожидаясь горячего варева в котелке, неспешно обсудить день минувший и подумать о предстоящем переходе...
И тогда темные закоулки обретают совсем иные краски. Пламя очага прогонит тени, окрасит камни в теплые красноватые тона, звуки человеческой речи оживят здешнюю тишину, и каменный закуток вдруг преобразится в надежное пристанище.
Эти стены, воздвигнутые на пересечении караванных троп, многое помнят. Но мы не умеем их спросить, а они не знают, как нам рассказать.


Изображение



В Таш-Рабат часто приезжают туристы. И очень много - из других районов Киргизии. Люди почтенного возраста, многие в национальной одежде. Интерес к собственной истории и своей стране не могут отменить никакие политические передряги.
Нас они почему-то приняли за американцев. Но выяснив, что мы русские из России, очень обрадовались, перешли на русский язык (говорят хоть и с акцентом, но бегло). Повыспросили, куда собираемся дальше. Узнав, что завтра поедем на Казарман, посерьезнели. На завтра прогноз погоды неблагоприятный: в горах будет дождь со снегом. Казарманский перевал закроют.
Ну как это «закроют»? Нам ехать надо. Чай, не в первый раз переваливаем через Тянь-Шань.
Но старик посмотрел на нас, покачал головой и предупредил: «С перевалами не шутят».
Мы поблагодарили за совет. Но ему, конечно, не последовали – время не ждет: у нас на все про все только 12 дней.
А пока возвращаемся в Нарын


Изображение


к отворотке на Казарман-Джелалабад.
Еще 80 км. по уже знакомой грунтовке. А потом долгожданный асфальт.
Кстати, за этим поворотом коварно притаились местные ГАЙцы. Мы мимо них поднимались в гору, когда направлялись в Таш Рабат. Но там подъем такой, что лишь бы одолеть, а не то, чтобы лихачить. Спустились в город, отобедали в какой-то кафешке, запаслись свежими лепешками, фруктами и отправились дальше на Казарман. Сколько успеем проехать до темноты.

До темноты успели проехать почти всю шоссейную часть пути. Заночевали в каких-то посадках за селом. Вечер получился чудесный: тепло, тихо, можно было спокойно выпить чаю, посмаковать впечатления длинного и насыщенного дня.


Изображение


Правда, тревожная нотка все же звучала: предупреждение метеослужбы о непогоде в горах. Но, может, успеем проскочить. В конце концов, там не более 350 км.
С такой светлой надеждой и отправились спать.

Аватара пользователя
Крымский брюзга
Великий диктатор
Великий диктатор
Сообщения: 14343
Зарегистрирован: 31 окт 2013, 22:02
Откуда: Россия, Симферополь

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Крымский брюзга » 20 дек 2019, 20:09

Круто!
Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 21 дек 2019, 16:59

Брюзга, это только лишь приятная часть путешествия. Полезная будет чуть дальше.

Утро нас встретило серенькое. Небо затянули облака, но было по-прежнему тепло и тихо. Пока сворачивали лагерь, пошел мелкий дождичек. Но ничего более существенного на горизонте не наблюдалось. Мы не теряли бодрости, тем более в горах погода чрезвычайно капризна: она может меняться каждые полчаса в зависимости от того, по какую сторону перевала окажешься, или даже от склона горы. Так что малодушные мысли долой – и смело вперед.

Едем вдоль реки Нарын. Наблюдаем редчайшую для горной Киргизии картину - этакую дельту Нарына. Обычно реки здесь зажаты в глубокие ущелья, и вот так, на несколько рукавов, им просто негде разлиться. Но здесь река нашла долину пошире.


Изображение


Весной, наверное, зрелище эпическое. Но в сентябре уровень воды минимальный. Даже Пяндж можно было перейти вброд.

Нарын питаю многочисленные ручьи и речушки. Осенью они маленькие, узенькие, слабенькие.
Каньон, где лежит их русло, кажется совершенно им не по размеру. На вырост?

Изображение


Вот бы посмотреть на них весной. Когда с гор обрушиваются громадные массы ревущей воды. Думаю, тогда жалеть придется уже песчаные склоны, с трудом сдерживающие бушующий поток.


Кстати, поначалу мы небольшому дождичку даже порадовались. По отзывам путешественников одно из главных неудобств езды по грунтовке - пыль. Даже не тряска, а именно пыль, которая забивает все фильтры, застилает обзор и не дает фотографировать.
Нам повезло: дождик прибил пыль, ветер стих, было невзрачное, какое-то среднерусское осеннее утро.
Такая приглушенная цветовая гамма на Тянь-Шане стала для меня неожиданностью. Я уже стала привыкать к роскошной россыпи его ослепительных красок.

Изображение

Изображение


Но сейчас мы горы увидела совсем иными.


Изображение


Не было режущего контраста между небом, солнцем, вечными льдами, зеленой травой, искрящимися струями горных потоков.
Зато были спокойные умиротворенные краски Осени в высокогорном исполнении.


Изображение

Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 21 дек 2019, 17:09

Стойкое тянь-шанское разнотравье отвоевывает у гор себе место под солнцем.

Изображение

Такие невзрачные - и такие неубиваемые. Ведь уже сентябрь, в горах прохладно, а они цветут!

Изображение

Изображение

Изображение

Но вот что удивительно: травы не пахли. Не пахло влажной землей, листьями, кустарниками.
Воздух, свежий и чистый, лишен каких бы то ни было утяжеляющих ароматов. Вдыхая его, впитываешь уже далекий от всего земного эфир.
Горная дрога: попадешь – не вырвешься. Шаг вправо, шаг влево – пропасть или обрыв.


Изображение


А на краю указатель: туда. И никакого выбора. Здесь не бывает «направо пойдешь… налево пойдешь»…
Змеится путь, который сам направляет путника по своим петлям. Императив горной дороги.
Даже если повернешь обратно, будет все то же. Отступая ничего не выигрываешь.
Но мы отступать не собираемся. Виды по сторонам красивейшие поэтому оставили машину на обочине и пошли просто бродить по здешним склонам

Изображение

Изображение

Ну как не остановиться и не запечатлеть

Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 21 дек 2019, 17:14

В горах временами посещают странные мысли и непривычные чувства.
Всегда – удивление, что стоишь на Крыше Мира. И перед тобой и для тебя вся эта титаническая красота вздыбленной Земли.
Циклопические хребты, рядом с которыми человек– ничто, и человек – всё.
Потому что без него Горная Страна теряет смысл.
Должен кто-то иной увидеть их со стороны, потрясенно застыть перед этой космической мощью, восхититься – и тем самым одушевить их.

phpBB [youtube]

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 21 дек 2019, 17:25

Жаль, солнце так ни разу и не выглянуло. Горы скрывала легкая дымка.

Изображение

Изображение


Ну вот и перевал Кара-Коо.


Изображение


Нам еще предстоит немало перевалов, в том числе четырехтысячники Ак-Байтал, Кызыл-Арт. Но этот, наверное, самый красивый.

Теперь спуск в долину к Казарману – небольшому (откуда тут большие) городку, приютившемуся у подножия гор между двумя центрами цивилизации областного масштаба - Нарыном и Джелалабадом.
Впрочем, когда попутешествуешь по здешним пустынным местам, то любая хижина или пастушья стоянка воспринимается… радостно. Так и хочется воскликнуть, как в том Новогоднем фильме: «Люди! Как хорошо, что здесь люди!»


Изображение

Изображение

Изображение


Этих очаровательных цесарок (или инюдшек?) мы немного взбодрили.

phpBB [youtube]

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 21 дек 2019, 17:33

А потом был Казарман, где мы нашли очень неплохую асхану, по-простому харчевню, и отлично пообедали.
Задерживаться и осматривать город не стали: откровенно накрапывал дождь. А нам надо было еще миновать перевал Сары-Кыр. Перевал сравнительно невысок – 3100, но, по слухам, характер у него отвратительный. К тому же день в горах короток, а нам желательно добраться до Джелалабада засветло. Так что мешкать не стали.
Выехали из города - и сразу попали на отличную трассу: чистенькую, гладенькую, расчерченную по всем правилам.


Изображение


Обрадовались! Начали подсчитывать, за полтора или два часа домчимся до Джелалабада.


phpBB [youtube]



Но недолго радовались – нас нагнал местный водитель, посигналил. Мы остановились – и тут выяснилось, что эта роскошная дорога еще только строится. Китайцы прокладывают трассу Ош-Нарын в обход капризных перевалов. Но она еще далеко не закончена, поэтому надо поворачивать обратно.
Пришлось возвращаться в Казарман. А дальше куда и как?
Выручили опять же местные водители: объяснили, показали. В общем-то, времени потеряли немного, но внутри поселилось некое беспокойство: дорога стала топорщиться, значит, жди неприятностей.
Миновали последний аил, и начался затяжной подъем на перевал.


Изображение

Изображение

Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 21 дек 2019, 17:36

Ох, не зря нам старики говорили: «Перевалы будут закрыты»


Изображение

Не послушались, не уважили опыт аксакалов, сделали по-своему.

А ведь перевал Сары-Кыр открыт всего четыре месяца в году: с мая по август. В сентябре его уже закрывают. Читала, что его иногда даже называют "дорога смерти". Но мы понадеялись на русское «авось», на свой кое-какой опыт, новехонькие шины и надежные тормоза.

Погода окончательно испортилась: пошел мелкий холодный дождик. И почти сразу вдоль дороги потекли ручьи, размывая и без того какое-то неуверенное дорожное полотно. Дорога на глазах размокала, становилась глинистой и ненадежной. Самое неприятное – ручейки превращались в ручьи и начинали подмывать обочину. А за обочиной - крутые откосы или вовсе пропасти.
Еще неприятнее мокрые камни над головой – вода их подмывала, и они скатывались прямо на дорогу.
Все-таки удивительно, откуда столько воды, ведь дождик совсем не был таким уж сильным.

Обстановка в машине сразу изменилась: стала напряженной, все разговоры смолкли. Мы чутко прислушивались к каждому звуку.
И еще: не дай Бог, вывернет машина из-за слепого поворота: разминуться просто невозможно: узко, склизко, осыпающаяся обочина.

Последняя фотография подъема: дальше было не до этого.

Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 21 дек 2019, 17:56

Впрочем, не всю фототехнику убрали. Остался регистратор. Он стал самым объективным и беспристрастным свидетелем. В режиме реального времени и все как было – без прикрас.

Ну что, поднимемся на Сары-Кыр? Терпения хватит?
Затянувшийся как ночной кошмар путь к вершине. Господи, когда же этот чертов подъем закончится! Но сколько ни искала глазами, угадывался только очередной поворот.

phpBB [youtube]



Мы упрямо взбирались все выше и выше, а дорога затягивала петли все туже и туже. Горы, недавно впечатлявшие своей высотой, стали казаться пологими холмами. В лицо полетел мокрый снег. Видимость ухудшалась на глазах. В сущности, мы входим в облако.
А потом и вовсе «молоко». Временами вообще не понятно, где скала и где пропасть.
Машина остановилась только однажды: подъем закончился. Разглядеть какие-либо знаки, отмечающие перевал, было совершенно невозможно: все тонуло в густой туманной пелене. Но обостренные чувства момент перевала ощутили сразу.

phpBB [youtube]

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 22 дек 2019, 11:56

Дальше спуск. Какое счастье! Потихоньку стали оживать. Постепенно отпускало напряжение.
phpBB [youtube]


Из царства белого негатива мы возвращаемся в мир красок. Постепенно проявляются образы, проступают очертания скал, обретают цвет горные склоны.
Тревожило одно: почему столько воды? Ведь всего лишь морось пополам со снегом. А тут целые водопады. А если бы ливень? Дорога вообще ухнула бы?
Хотя – красиво. Ну как не остановиться?


Изображение

Тогда мы еще не знали, что это одно из самых селеопасных мест.

Изображение


И не хватило опыта сообразить, что девочка наша стоит прямиком на осыпи, подмытой этой самой водой.
Зато сработала интуиция: отчего-то стало тревожно, посему дочь живенько согнали с осыпи, усадили в машину и поехали дальше. Пара снимков - и достаточно. Неспокойное место, это просто чувствовалось. Скорее прочь отсюда.

phpBB [youtube]



А вот это неожиданность! Идет человек по горной дороге на дворе дождь со снегом, до ближайшего жилья десятки километров. А он в легком спортивном костюме, почти по-домашнему и совсем один.
Что-то случилось!
Конечно случилось: впереди сошел сель. К счастью, небольшой, как выяснилось. Там уже собрался народ, вооружился лопатами и стал разгребать дорогу вручную. Пара-тройка часов дружной работы – и можно попытаться проехать.
Шел этот парень наверх к водопаду: важно было выяснить, сошел ли сель и там (самое уязвимое место на трассе). Если и там завал, то и дергаться не стоит: один разгребешь – под другой попадешь.
Порадовался, когда услышал, что там пока спокойно и что у нас есть лопата: небольшая, правда. Но вполне рабочая.

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: По Тяньшанским перевалам

Сообщение Livilla » 22 дек 2019, 13:00

Сели мы все в машину и поехали к завалу. Машину, было, припарковали поближе к скале (уж очень хлипкой казалась обочина). Но нам тут же посоветовали ее подогнать поближе к краю – сверху могут посыпаться камни.
Наш попутчик получил лопату и бегом помчался к работающим. Муж переоделся – и тоже отправился расчищать дорогу. Ну и мы с дочерью пошли посмотреть, как и что.

phpBB [youtube]


Каменный язык, пропитанный водой, глиной и гранитной крошкой, перегородил проезд. Объехать никак, и по нему – тоже никак: вся эта грязевая смесь засасывала не хуже болота.

Изображение


Судя по количеству машин, народ тут трудится не один час. Беспокойно, конечно, и на душе тревожно. Но народ кругом настроен был весьма оптимистично, по очереди менялись у лопат, шутили, смеялись и не выказывали никаких признаков уныния.

Изображение


Мне все это напомнило наши незабвенные коммунистические субботники: добровольный труд добровольно собравшихся людей.
Может, и впрямь, все не так страшно, как нам поначалу показалось?

Ага, не страшно… Когда со склона, у которого мы оставили машину, посыпались камешки. Пришлось бегом возвращаться к машине и отгонять ее еще дальше – к монолитной скале.

Нам с дочерью было велено сидеть в машине и не простудиться. Это была не иллюзорная возможность: ветер, морось, холод, мокрая земля… все располагало. Поэтому мы сочли за благо не путаться у работающих под ногами и только время от времени туда наведывались.

Дело, между тем, потихоньку продвигалось. Воду, набежавшую вместе с глиной, спустили вдоль дороги (ни в коем случае не через край, чтобы не подмыло обочину). И как-то понемногу стал вырисовываться путь. Но проехать по нему пока никто не решался. Сель такой топкий, что ноги моментально засасывал. Куда уж тут колесам.
Но вот с противоположной стороны подкатил весь такой решительный "Ниссан". Водитель, сразу видно, бывалый и не в первый раз попадает в подобные передряги, вышел, посмотрел, прикинул - и решил штурмовать препятствие.
Мы, затаив дыхание, смотрели на это эпическое действо: проедет - не проедет? Застрянет? Сядет? Проскочит?


phpBB [youtube]



Пробился! С почином всех нас!
Кто следующий? Следующими решились мы. Пока разгребали грязь, муж промерил и прощупал возможную траекторию. Выходило, чем ближе к краю, тем прочнее и надежнее держит дорога. Но пока подгоняли машину поближе, нетерпеливый Хюндай Н1 решил, что у него тоже получится. Быстренько завел мотор, рванул вперед с разбега, но поближе к скале - и тут же сел. Теперь дорога оказалась перекрыта еще и незадачливым микроавтобусом.
Пришлось нам разворачиваться на крошечном пятачке и выдергивать его из селевой каши. Справились.
Ну теперь дорога расчищена, нам никто не мешает.
Подъехали поближе. Муж велел нам выходить из машины. Вот тут у меня душа окончательно ушла в пятки: я поняла всю серьезность предстоящего. Он не хотел нами рисковать. Там ведь по самой кромке обочины проехать надо. Кто его знает, как тяжелый "Прадо" себя поведет? Не потащит ли его на скользкой глине под откос. Пропасть-то вот она - совсем рядом. Если что - костей не соберешь.


Ну что, по газам с полной блокировкой дифференциала - вперед.
И проехал наш Крузачок по самой-самой кромке обочины. Смотреть на это мне было очень страшно. Сердце замирало. Но все обошлось. Машина прошла завал спокойно и не особо напрягаясь. Окружающие дружно прокричал "Ура!" и стали выстраиваться в очередь вслед за нами.
А для меня это был миг чистейшего незамутненного счастья. Я его таким и запомнила: холод, ветер, морось, грязь, и наш Крузачок по другую сторону завала, и радость, распирающая грудь.

Боже мой, перебрались! Преодолели! Путь снова открыт!
К машине я устремилась, не чуя земли под ногами и прыгая как коза по топкой глине (воистину топкая: чуть замешкаешься- проваливаешься по колено). Народ меня весело подбадривал: "Давай-давай- давай!"
Отдышавшись и слегка счистив грязь, которой щедро поделился сель, мы забрались в наш героический Крузачок и продолжили спуск.

Ехали в быстро сгущающихся сумерках, потеряв всякий счет времени, и я мечтала только об одном: чтобы не случилось еще какого-нибудь препятствия.
По пути пару раз попались встречные машины. Обязательно останавливали нас и выясняли, как там дорога впереди, спрашивали совета, стоил ли ехать. Пикап "Тойота" вполне мог попытаться прорваться. А вот грузовику с сеном и прицепом ничего не светило.
И только когда совсем стемнело и мы были уже в долине, увидели грейдер, который не спеша полз туда, откуда мы только что спустились.

Постепенно накатывала усталость. Джелалабад, до которого и было-то с утра километров 200, стал казаться далеким и недостижимым.
Вокруг темно, холодно, моросит дождь. Глаза начинают слипаться, а нам еще ехать и ехать неведомо сколько и неведомо куда – попробуй ночью отыскать приют для путешествующих.
Дочь выручила: она знакома с букингом и умудрилась по ходу дела забронировать трехместный номер в гостевом доме.
Навигатор вывел нас как по ниточке, и в дверях нас встречала молоденькая хозяйка.
Зрелище мы собою являли, наверное, то еще. В грязи по колено, чумазые, мокрые, измученные.
Слава Богу, нас ждал горячий душ, горячий чай и, главное, крыша над головой и чистая сухая постель.
Уснула – как провалилась в беспамятство. Без снов и сновидений. Давно я так сладко и крепко не спала.

Утро нас опять встретило дождем. Но это уже было неважно: через здешние горы дожди обычно не переваливают, поэтому на другой стороне в Таджикистане должно быть тепло и ясно.
Итак, с севера на юг Тянь-Шань пересекли.
Обратной дорогой по Тянь-Шаню поедем с запада на восток
А между этими двумя Тянь-Шанями вклинится Памирский тракт.

Ответить