Восточный Памирский тракт

Модераторы: Pecheneg, Livilla

Ответить
Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 15 мар 2020, 20:03



Как я уже говорила, Памирский тракт условно делится на две части: Западный и Восточный. От Душанбе до Хорога – Западный. От Хорога до Оша – восточный.
Я в своем рассказе немного сместила эту границу. Для меня Восточный начинался от кишлака Лянгар. Потому что все впечатления от тракта можно смело делить на "до" и "после". От Лянгара начинается настоящая Горная Страна. Но это самые сложные километры. Прежде всего, тяжелая грунтовка, усеянная камнями, способными резать колесную резину как нож масло. И помочь там, в случае чего, будет некому. Так что главное – не пропороть шины. Даже подумать страшно, что будет, если в случае чего на крутом спуске придется поднимать машину домкратом. Угол выйдет крайне рискованный. Не перевернулась бы. Хотя мы запаслись всеми мыслимыми ремкомплектами, клеями, даже камерой.

Принимая в соображение все эти обстоятельства планируем пройти перегон до Мургаба ХОТЯ БЫ за два дня ( всего 350 километров! Но здесь, опять-таки, расстояние измеряется не в километрах и не в часах. Тут другой счет).

Учитывая все это, до предела собранные, внимательные и сосредоточенные начинаем подъем.
А он начинается сразу, резко, без предупреждения. Нос машины снова упирается прямо в небо.


phpBB [youtube]


Но я уже калач тертый, после Биби Фатима Зухра ничего не боюсь, так что спокойно дышу во время набора высоты. Хотя воздуха-таки не хватает. А конца-края подъему не видно. Грунтовка очень пыльная, сама дорога узкая и, как обычно, проходит по краю обрыва. К счастью слепых поворотов практически нет. Но трясет знатно.
А уж как я радовалась каждому облупленному ржавому дорожному знаку! Как родному! Значит, еще не забыли про эту тропу наши героические дорожники, помнят и чистят. Может, и завалов особых не встретим.
Выехали на относительно ровную площадку неподалеку от этой природной каменой стелы. Надо бы сделать небольшую передышку.


Изображение

Изображение


Солнце сумасшедшее, а с вершин дует холодный ветер. Поэтому добросовестно укутываемся.


Изображение


Этого мало. Обязательно нужны солнечные очки. Без них вообще здесь находиться невозможно.


Изображение


Ну что, пошли? Глянем на Горную Страну.


phpBB [youtube]




Если уж совсем дотошно, то на этих фотографиях не только Памир. Видны и семитысячники Гиндукуша и как бы не отроги Куньлуня. Здесь такой узел горных цепей, что разобраться и с уверенностью сказать, где и кто, я не берусь. Но, думаю, в этом нет особой надобности. Здесь само "имя" теряет смысл. Оно стирается и становится совершенно неважным. Эти покрытые вечными снегами пики - им все равно, как мы их называем. Они стояли здесь задолго до человека и будут стоять после. В Горной Стране растворяется определенность, все становится безымянным: просто река, просто скала, просто долина...
Это чувство и дальше не раз посещало меня, когда мы ехали по абсолютно пустынному высокогорью.

Передохнули от тряски, отдышались. Хотя высота ощущается отчетливо: небольшое физическое напряжение – и уже звон в ушах и отдышка.

Дальше нас ждет по-своему знаковое место – «тещин язык" по-Памирски. Кажется, он здесь такой один.


Изображение

Проезжаем сначала туда… потом обратно.


phpBB [youtube]



Подъем ведет нас на очередной перевал. И тут неожиданность: люди! Перегон скота на новые пастбища!

Изображение


Смирно стоим и ждем, когда схлынет эта живая волна.

phpBB [youtube]


Пастухи закутаны до самых глаз, на глазах очки – тоже спасаются от жгучего горного солнца.
Животные, кажется, тоже чувствуют высоту – идут медленно, неохотно.

Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 17 мар 2020, 18:26

По дороге к Мургабу нам предстояло преодолеть два перевала: Харгуш 4300 и Назайташ 4100.
Они никак не обозначены, поэтому где и когда мы их преодолели – с уверенностью сказать не могу.
Самочувствие на сей счет тоже молчало. Оно и к лучшему.
Одно не подлежит сомнению: мы их-таки преодолели. Потому что другой дороги просто нет. Подозреваю, что пройдя «тещин язык» и поднявшись по склону, мы как раз на этот самый Харгуш и поднялись.
Косвенным подтверждением является вон та далекая туристическая группа. Обычно они останавливаются именно в таких знаковых местах.

Изображение


Справедливости ради, еще пара слов о здешних дорогах. Наслушалась я о них всяких ужасов.
На деле, как выяснилось, не так страшен черт, как его малюют.
Да, грунтовка, да пыль, которую моментально уносит ветер. ( У меня родилась уверенность, что Памир – родина ветров. Здесь он дует постоянно, с разных сторон, и штиля не бывает вообще).
Но хлопот нам эта грунтовка доставила намного меньше, чем «трасса» до Хорога. Грунтовка довольно мягкая, укатанная. Трясет не в пример меньше хорогского «асфальта».

Изредка, конечно, встречались сложные участки, но только там, где недавно прошел камнепад или случились осыпи. Тогда да, еще не укатанная дорога, взъерошенная камнями, топорщится и тормозит. Эти участки проезжали на скорости 20 км/час. , не больше.
Встречались нам и забавные дорожные ограждения. Хорошо, что есть хоть такие: своевременное предупреждение здесь дорого стоит.

Изображение


Но в целом трассу проходили на скорости от 40 до 60. Вполне себе городской режим.
И вообще, после хорогского участка здешняя грунтовка не вызвала нареканий. Тут хоть никто асфальтом не притворяется и ложных надежд не внушает. Все честно.

Но это потом. А пока делаем остановку на горном плато. Высота, предположительно, 4000 метров. Спуститься ниже можно будет только у Мургаба. Там всего 3600. Но туда еще ехать и ехать. А пока наш путь пролегает по пустынным и безжизненным плоскогорьям Восточного Памира.

Удивительные места.

phpBB [youtube]


Здесь нет красивых пейзажей, головокружительных горных вершин, сверкающих льдом, неутомимых водопадов…
Просто бурые склоны, серые камни, шалый ветер, слепящее злое солнце.


Изображение


Но почему так хочется остановиться, подойти к самому краю обрыва – и замереть. Надолго.
И ощутить,
как пронизанный космическими энергиями воздух врывается в легкие
как студеный ветер, прилетевший с ледников, тормошит волосы,
как кружит голову невероятная глубина невозможно синего неба
как околдованная ими душа стремится куда-то в бесконечность.

Ни о чем не хочется думать, только всеми фибрами впитывать неповторимое волшебство этих гор.
Памир, Крыша Мира – и я стою здесь.

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 17 мар 2020, 22:26

А потом начинается медленный затяжной спуск с плоскогорья.


Изображение


Река, которая еще недавно текла едва ли не на дне Мироздания, теперь оказалась почти рядом

Изображение

Изображение


А вон туда нам предстоит двигаться дальше. И сопровождать нас будет эта горная красавица.


Изображение


Она манит, искушает, опасная, коварная, непредсказуемая, стремительная....

phpBB [youtube]



Никогда прежде мне не доводилось так долго ехать в непосредственной близости от реки. Только на Памире.


Памир-дарья? Вахан-дарья? Какая разница.
Здесь хорошо понимаешь тщету слова. Можно назвать / позвать так, а можно и этак. Ровным счетом ничего не изменится: река как текла, так и и будет течь.

phpBB [youtube]



Там, где нет людей, слово теряет смысл.
А здесь, кроме нас, никого. Ощущение полного одиночества в Затерянном Мире.
Но как же этот мир чист и прекрасен!


phpBB [youtube]



Немного в стороне наш верный спутник, который ни разу не подвел на долгом пути через три границы, Тянь-Шанские и Памирские перевалы – и безупречно доставил нас домой.


Изображение


А сейчас терпеливо ждет, когда мы набегаемся за впечатлениями и, наконец, усядемся и поедем преодолевать – что-нибудь, неважно что.

Вообще-то нам туда


Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 17 мар 2020, 22:50

Уходим от реки. И снова подъем, и снова высота четыре тысячи плюс.

Изображение

Изображение


Здесь абсолютно сухое, безжизненное, каменистое плоскогорье. Марсианская пустыня.

phpBB [youtube]



И только дразнят издалека (еще из Афганистана или уже из Китая?) снежно-голубые склоны гор.


phpBB [youtube]

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 20 мар 2020, 13:58

Где-то далеко-далеко осталось шумное человечество со своей суетой, беготней и заботами. А здесь царит какой-то равнодушный отстраненный покой непривычного мира.
Незаметно для себя начинаешь подчиняться его ритмам: мысли больше не скачут куда и как попало, они не спеша выстраиваются друг за другом и текут спокойным потоком. А потом и их становится все меньше – просто бездумно пропускаешь через себя дорожные картины, ни на чем не заостряя внимание.
Не удивительно, что для медитации взыскующие истины выбирали подобные места. Здесь все к этому располагает. Даже высота Тибета.
Дорожная тряска и то не может полностью вырвать из гипнотического оцепенения.

Зато с этим легко справляется пограничный пост.
Мигом взбодрились и полезли доставать документы. Вопрос, кого тут караулят и проверяют, находит простой ответ: за линией холмов уже Китай.
Работают пограничники споро, хотя все бумаги заполняются вручную.
Проверили наши паспорта, разрешения на въезд в Горный Бадахшан – и пожелали счастливого пути. На вопрос, сколько до Мургаба, ответили неопределенно: далеко еще.
Ну и ладно. Зато теперь можно с уверенностью сказать, мы на правильном пути. А то временами в безмолвной пустыне у меня возникали сомнения.
Едем дальше. По сторонам вот такие красоты


Изображение


а впереди вот такие перспективы.


Изображение


Потихоньку однообразная пустыня снова загоняет в медитативно-сонный транс.
Как вдруг что-то такое странное появилось в поле обозрения. Подъехали ближе – а это озерцо ядовито-зеленого цвета.


Изображение


Мы уж, было, совсем собрались похватать фотики и туда


Изображение


Но дочь решительно пресекла эту затею: здесь, по слухам, могут быть захоронения не то ядерных отходов от первенцев советской атомной промышленности, не то еще какая-то химия… Вроде эксцессы с искупавшимися были.
Да и вода своим жутко неестественным цветом вызывала подозрения.


Изображение

Изображение


Посмотрели издалека, покрутили фото-настройки – и поехали дальше. Мимо, мимо...


Изображение



А вот и последний кусочек грунтовки. И ура! Асфальт!
Наша грунтовка влилась в основную "верхнюю" трассу "Куляб- Мургаб".


Изображение


Плохонький, конечно, асфальт. Но по нему едут фуры и легковушки. И мы уже не одни.


Изображение

Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 20 мар 2020, 14:44

И вот уже настоящее озеро Сассык-куль. Название у него неблагозвучное – Вонючее. Зато оно живое. Целая компания чаек просто так на воде сидеть не будет. Рыбка есть.


Изображение


Народ предметно интересуется рыбой и рыбалкой.


Изображение


Уходим с трассы к озеру. Тем более, пора подумать о насущном, в смысле, подкрепиться
Дорога указала, где нам остановиться.


Изображение


Мы прямо на асфальте лагерем и расположились: со столиком, стульями и газовой плиткой.
Руки заняты делами кулинарными, а взгляды прикованы к озеру. После марсианских пейзажей и совсем рядом с ними - вдруг такая красота!Глаз не оторвать.


Изображение

Изображение

Изображение


Дочь отправилась к озеру


Изображение


А нам в радость даже этот незатейливый цветок.


Изображение


Неужели горную дорогу прошли? Нигде не забуксовали, не пропороли шины, не вляпались в неприятности, не застряли на крутом подъеме.
Теперь по асфальту до Мургаба доедем быстро. Хотя… Здешние дороги таковы, что лучше не загадывать. Когда приедем, тогда и приедем.

На радостях закатили полновесный обед, допили коньяк (здесь все равно ловить-хватать-проверять некому. Да и приборов таких у здешних не имеется, не Казахстан). Словом, отпраздновали.

Подумать только, еще утром мы были у источника Биби Фатима Зухра. Теперь в это даже не верилось. По напряженности и обилию впечатлений будто несколько дней ехали. За эти триста километров я, кажется, прожила большущий кусок жизни.

Ну а сейчас можно слегка расслабиться. Трасса стратегическая, на ней не потеряешься и случайно на сопредельную территорию не заедешь. За дорогой даже слегка ухаживают.

В приподнятом настроении едем дальше.
Стали попадаться ощутимые признаки жизни
Стадо яков, например.


Изображение


Мохнатые коровы яки. У них потрясающие пушистые хвосты. Меня прямо чисто женская зависть пробила. Тоже такой пучок волос хочу.

Изображение

Изображение

Изображение



Где-то под Мургабом проскочили перевал Назайташ 4100 – и не заметили. Потом только сообразили, что фигурка снежного барса, на которую мы подивовались как на причуду местного скульптора, обозначала конец перевала. Здесь знаки ставят ПЕРЕД или ПОСЛЕ перевала, а не на нем самом.

Впрочем, мы здесь подъемы не очень-то и почувствовали. Выглядит так, словно поднимаемся на очередной холм. Этих холмов было уже столько! Двести-триста-четыреста метров вверх на здешнем плато не ощущаются. А между тем их вполне хватает, чтобы преодолеть очередной высотный рубеж.

И тихо порадоваться, что Памир мы преодолеваем в щадящем режиме со стороны Душанбе, а не напрямую из Киргизии. Мне даже прыжок на 400 метров в Биби Фатима Зухра дался тяжело. А что было бы, если бы без подготовки сразу на полтора километра вверх на Кызыл-Арт или на два- на Ак-Байтал? Такое путешествие вообще могло закончиться, не начавшись.

Но дорога мудра, и своих верных бережет, выбирая оптимальные направления. Тоже заслужить надо.
Кажется, мы заслужили. Потому что вперед уже Мургаб.

Изображение

Изображение


Приехали уже под вечер сильно уставшими. Первым делом поискали, где остановиться. В самом центре поселка стоит гостиница. Сняли номер, побросали вещи и поехали по делам – да и городок осмотреть.
Прежде всего нашли заправку и залили бензин. Бензин качественный, лучше хорогского. Подозреваем, что либо Ферганский НПЗ снабжает, либо вообще Газпромнефть, прибравшая к рукам нефтепоставки в Киргизии.
Потом отправились осматривать окрестности.
На центральной площади стоит памятник Ленину. Никто на него не покушается. Хотя "десоветизация" имеет место быть - Чкаловск же назвали "Бустоном", да и Пик Ленина умудрились переименовать в Пик Авиценны.


Изображение


Повернули чуть в сторону – и пошли типичные среднеазиатские глинобитные хижины, повернувшиеся к миру задом. Все какое-то заброшенное, стены домов и заборов идут трещинами, на всем печать безнадежности и уныния.
Не знаю, почему, может с устатку, но Мургаб произвел на меня тягостное впечатление.
Еще подумала, если бы довелось жить здесь, с тоски бы пропала. Чем смотреть на все это, лучше вернуться в гостиницу.


Изображение


Вот там жизнь била ключом: автостоперы, велосипедисты, автомобилисты, байкеры, буквально со всех концов света. Хотя нет, негров не видела.


Изображение



Народ что-то обсуждал на разных языках. Группа наших ребят с мотопробега вспоминала «былые дни и берег дальний». Словом, царила приподнятая атмосфера.
Но нам было не до того: устали. На сей раз немного расклеилась дочь: слабость, головокружение, желание одно - добраться до лежанки… «Горняшка» и ее прихватила. Поэтому выпили чаю и устроились спать.

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 23 мар 2020, 10:49

Удивительное дело: едем по местам экзотическим с непривычным климатом и совсем уж непривычными высотами. По сути испытывая ежеминутный «физиологический стресс»
При этом утром легко просыпаешься еще до восхода солнца свежей, бодрой, отдохнувшей. Мне и дома-то нечасто доводится так сладко высыпаться.
Завтрак в гостинице подают рано – с 6 утра. Нас накормили рисовой кашей (если это можно так назвать). Удивительно, так прекрасно работают с рисом для плова и такую несуразную готовят кашу. Но горячий завтрак в любом случае хорошо. Тем более, сегодня предстоит проходить границу, и насколько это затянется – не известно. Так что запасаемся калориями.
С легким сердцем покидаем Мургаб. Наша следующая цель – озеро Каракуль. А где-то по дороге надо преодолеть перевал Ак-Байтал – 4650.

Между тем, утро чудесное, солнце яркое, небо ослепительно-синее. Жизнь прекрасна и удивительна. Настроение еще лучше.

Изображение


Мелкие неудобства на трассе нисколько не раздражают – не хорогские же серпантины, в самом деле.


Изображение


Поспорили, это солончаки или уже первый снежок?

Изображение


Пришлось выйти из машины, потыкать пальцами.

Изображение


Тесен мир. С этими европейскими велосипедистами мы уже встречались под Хорогом – ночевали на одной поляне. И еще встретимся – на киргизской границе, а потом под Ошем.


Изображение


А по утрам, между прочим, здесь уже «минус». Речушки и ручьи покрываются ледком.
Еще раз порадовались, что ночевали в тепле, а не на подмерзающей земле.


Изображение

Изображение


Что это за приношение духам – и каким - не знаю, но время от времени в районе Мургаба такое встречается.


Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 23 мар 2020, 11:03

Горы расступаются. Мы в долине. Она, правда, на вывсоте более трех с половиной тысяч метров, но от этого долиной быть не перестает.


Изображение

Изображение


Перед Мургабом мы попрощались с Афганистаном. Позади осталась афганская грунтовка, сопровождавшая нас на всем пути по Бадахшану.
Теперь по ту сторону – Китайская Кашгария, Синцзянь.
И это уже совсем другая история – и совсем другая граница.

Изображение


Иногда она проходит совсем рядом чуть не вплотную


Изображение

Изображение

Мы как-то привыкли за эти дни, что единственным ограничителем нашей свободы служат естественные препятствия:
скалы, обрывы, горные реки…
А вот так, чтобы на ровном месте без видимых причин столбы, стены, ограды с колючей проволокой,
четко и решительно очертившие предел допустимого…
Империя наглядно и жестко напомнила о себе.


Изображение

Изображение


Нам предстоит ехать вдоль китайской границы десятки километров.


Изображение


Разве это справедливо – такая красота, а подойти ближе никак. Потому что так определила "мертвая" по словам ХТОСя, империя. Она, может и "мертвая", но вот переступить очерченные ею границы - нельзя. Полагаю, ни сейчас, ни в будущем.


Изображение

Изображение

Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 23 мар 2020, 11:06

Восточный Памир – стык величайших горных цепей Азии. Сюда упирается Гиндукуш, отсюда берет свое начало Куньлунь.
Возможно, это уже он

Изображение


Или это?


Изображение


Или там?

Изображение


Дорога постепенно поднимается. Мы к перевалу Ак-Байтал, а эти туристы уже оттуда на Мургаб.


Изображение


Ну вот и Ак-Байтал, самый высокий автомобильный перевал в СССР и третий по высоте в мире.


Изображение


4650 это действительно не шутки.
К счастью, подъем на него со стороны Таджикистана плавный. Даже особо и не ощущается. Самочувствие отличное. Вот отличное – и все тут! Самое странное, что мне было совсем не холодно. Ветер, как обычно, ледяной, но он не морозит, а словно вливает бодрость и энергиею. Куртку долой. В одной флиске – и прекрасно! Какое-то пьянящее беззаботное веселье. Чем там воздух на вершинах заряжают?

Изображение

Мы здесь не одни. Бывалые путешественники, которые едут со стороны Киргизии, готовятся к подъему на перевал.
Надо передохнуть и, главное, адаптироваться к высоте. Для многих это просто необходимо, ибо «горняшка» (горная болезнь) валит сурово и без разбору.


Изображение


Но поскольку мы весь вчерашний день катались на высоте 4 тысячи плюс, какие-то двести- четыреста метров в довесок нам уже нипочем. Главное, нигде ничего не болит, жизненный тонус зашкаливает. А остальное – обойдется.

Итак, факт пребывания на высоте 4650 зафиксировали. Перед объективами покрасовались – и дальше.

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 23 мар 2020, 16:22

Каракуль -Черная Вода.

А дальше нас ждет встреча с очередным труднодоступным чудом – заповедным озером
Каракуль.


Изображение

Здесь мир удивительных красок. Сочные, яркие, безо всяких переходов, полутонов или оттенков. Игра света и тени, облаков и солнца, ветра и озерной глади создают поразительные контрасты и цветовые эффекты.


Изображение

И ни души рядом, чтобы полюбоваться этой красотой.


Изображение


Озеро кольцом охватывают суровые, без намека на растительность горы.


Изображение


Стою на берегу, околдованная ослепительной красотой открывшейся мне картины, в тишине и полном одиночестве - и не могу понять: люди едут за тысячи километров, чтобы падать в обморок от восторга перед какой-нибудь окультуренной европейской лужей.
А здесь такая жемчужина – и ни души!
Отпугивают 3900 над уровнем моря? Свежий ветер с гор? Соленая вода озера? Не знаю.
На Эверест километровая очередь из желающих, а здесь – никого. И ведь не то, чтобы об этих местах не знали. Знают, но не видят, не слышат, ибо - не званые? Нет ответа.

Изображение


К самой воде пройти тоже не просто. Все подходы заболочены. Но кто ищет,тот находит.
И мы нашли тропку. К самой воде


Изображение

Изображение

Изображение

Конечно, попробовали воду на вкус. Горько-соленая.
Полагаю, всевозможные фармакологи, бальнеологи и прочие деятели от курортной медицины мигом нашли бы в ней невообразимые целебные свойства. Но их тут не бывает. Может, и к лучшему.
Кто знает? Если потом мы приедем сюда с внуками, то они увидят это прекрасное озеро таким же, каким мы его застали сегодня. И я смогу передать им эту эстафету красоты.


Изображение


Впрочем где вода, хоть бы и соленая, там жизнь. На восточном берегу прижался к кромке озера небольшой поселок с гордым названием Каракуль. Как раз тот случай, когда название ни разу не соответствует содержанию.
Живут там киргизы. Кажется, бедно. Похоже, больше никто не рискнул остаться в этих бесплодных холодных края. Я здесь ничего даже фотографировать не стала, настолько это человеческое обиталище контрастирует с вечной, неизменно величественной и прекрасной природой.
Конечно, многое можно сказать в пользу человека, осваивающего любые сложные рельефы ради своего выживания. Если бы, проехав тысячи километров по этой земле, не поняла, что в такие "заповедники" загоняют неудачников, не сумевших отстоять свое место в теплых и плодородных долинах.
Здесь не Русский Мир. Здесь к проигравшим безжалостны и беспощадны.


Каракуль - последняя остановка перед таджикской границей. Дальше перевал Кызыл Арт 4250- и таджикский погранпункт.

Еще один взгляд на памирскую жемчужину – и на перевал к границе.


Изображение

Изображение


Дорога вверх.
Но подъем на 350 м. нам теперь нипочем. Тем более он пологий.


Изображение

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 24 мар 2020, 12:17

От озера Каракуль до границы всего километров 50.
Вот уже и конец Мургабского района. Или начало - как посмотреть.

Изображение


Кстати, на земле возле памятного знака лежат рога горного барана - архара. Здесь их дом - природный ареал обитания, по-научному.
Предположительно, и снежные барсы должны быть. Где архары, там и барсы.


Изображение


Дальше только таджикский погранпереход "Кызыл-Арт".

А дорога, между тем, фантастически красивая.


Изображение

Изображение


Куда ни кинь взгляд, виды изумительные!


Изображение



Очень информативный дорожный знак: об этих местах сказал больше, чем все путеводители вместе взятые.


Изображение



Ну что, подъезжаем к самому пункту пропуска через границу. Подходы к нему украшают вот такие трофеи.

Изображение

Изображение


Признаться, впечатляет. Вокруг избушки Бабы-яги тоже черепа были развешены. Правда, человечьи.
Здесь с учетом местной специфики – архарьи.
Оберег, однако. На границе (любой) это не лишнее.

Фотографировать КПП нельзя. Тем более, как раз в это время туда прибыла серьезная комиссия: европейцы, американцы. Они выделяли деньги на обустройство современной пограничной заставы, прежде всего, для контроля за наркотрафиком.
Тут соорудили новый павильон по евро-стандартам из евро-материалов, напичкали его оборудованием.
Ходят важные чины, осматривают, переговариваются. А тут мы...
Впрочем, служивым их присутствие, похоже, нисколько не мешает. Кажется, они вообще на них не обращают внимания.
Вон там наша дочь щебечет с погранцом. После чего милый молодой человек спросил, не возьму ли я его в зятья.

Изображение


Реальная работа по оформлению документов для пересечения границы идет в маленькой тесной холодной избушке.
Красивые хоромы евро-образца пока стоят пустые и ждут своей очереди.

Пограничники были настроены очень дружелюбно. Туристы из России здесь нечасто. Хотя вообще в год регистрируется до 1 млн. посещений ГБАО.
На хорошем русском языке расспросили нас о впечатлениях. Впечатления самые яркие, отзывы самые восторженные.
За приятной беседой не забываем и официальную часть: заполняем бумаги, сдаем разрешение на ввоз транспортного средства и чек об уплате налога. Потом проходим таможенный досмотр, затем наркоконтроль.

Впрочем, нас особо не донимали, машину осмотрели вскользь. Еще и шоколадными конфетами угостили. Причем, угощал памирец. Он так и представился: "Я памирец". Смотрю, на смуглом от горного загара лице блестят ярко-голубые глаза. Овал лица совершенно европейский, белозубая улыбка и вообще - обаятельный.
Памирцы – не таджики. Они очень четко отделяют себя от них и не любят, когда их путают.

Приятно, конечно, поболтать с доброжелательными заинтересованными собеседниками, но граница есть граница. Отсюда бы поскорее унести ноги.
И вот шлагбаум поднят - мы въезжаем на нейтральную полосу. Возле этого знака Таджикистан заканчивается.


Изображение


Киргизия еще не началась.

Livilla
Старожил форума
Сообщения: 1901
Зарегистрирован: 18 янв 2014, 16:45

Re: Восточный Памирский тракт

Сообщение Livilla » 24 мар 2020, 13:02

Ничейная полоса тянется несколько километров – со всеми вытекающими. Главное неприятное следствие - здешней дорогой никто не занимается, ни таджики, ни киргизы. От старого советского асфальта не осталось и следа. Спускаться по крутому склону придется по глине.
Самую большую сложность создают ручьи и ручейки, бегущие с ледников. Они постоянно размывают дорогу. Поэтому те, кому предстоит подъем на перевал, стараются пройти его утром пораньше, пока вода покрыта ледяной коркой. В противном случае машина очень рискует просто не подняться по расквашенной земле.
Нам повезло, что в ближайшие дни на перевале не было ни дождей, ни снега. Дорога сравнительно сухая. Можно ехать спокойно.

Перед поездкой на Памир пересмотрели немало форумов – готовились. Обратили внимание, что фотографий с Казыл-Арта совсем немного. Теперь мне понятно, почему.
В основном на Памир едут из Киргизии. Это означает очень резкий набор высоты - почти километр. По скверной раскисшей дороге, где, разок остановившись, можно с места уже не сдвинуться. И тогда на перевал вообще не заползти из-за скользкой глины, налипающей на колеса.
Какое счастье, что мы преодолевали перевалы в щадящем режиме со стороны Таджикистана! Не знаю, как перенесли бы здешний подъем.
Такой переносится обычно тяжело – "горная болезнь" немедленно заявляет о себе. Тут уж не до фотографий.

Но мы едем со стороны Мургаба – спускаемся! Можно отвести душу.


Изображение

Изображение


Моего воображения не достает представить, как здесь по весне в гору поднимаются.

Изображение


Самый загадочный дорожный знак, какой я когда-либо видела. Мне так и не удалось его расшифровать.


Изображение


Внизу уже видна стоянка для путешествующих. Подъем на Кызыл-Арт не игрушка. Поэтому, как правило, туристы здесь останавливаются, чтобы хоть немного адаптироваться к высоте. Даже есть гостевой дом, если кому-то уж совсем станет тяжко.


Изображение

Изображение

Изображение



Ну вот и памятный знак.

Изображение


Это значит, с перевала спустились.
Едем дальше.


Изображение

Изображение

Изображение


А вот и асфальт. Видимо, киргизская погранзастава уже недалеко.


Изображение


По примеру таджикской киргизскую границу в такой глуши надеялись проскочить быстро. Но дорога, как водится, преподнесла сюрприз.
Подъезжаем – а там очередь. Причем, неподвижная.
Скверно: в такой очереди на границе стоять можно до бесконечности.
А вокруг КПП по обе стороны толпятся озабоченные люди в заметных количествах.

Изображение

Изображение


Выглядят они как солдаты Наполеона после бегства из Москвы.
Что все это значит?
Идем выяснять. Оказывается, из Бишкека прикатила группа вьетнамских туристов. Но у них не оказалось визы или она была неправильно оформлена. Вызвали представителя фирмы из столицы. Началось выяснение обстоятельств, звонки, слезные просьбы, уговоры…
Все напрасно: погранцы там серьезные – в полной боевой выкладке и шутить не склонные.
Вьетнамцы бродят вокруг КПП, закутались, кто во что горазд: стоят уже долго, а на перевале холодно, да и ветер продувает насквозь. Разбирательству конца-края не видно.
В итоге, приняв во внимание все более громкие и настойчивые просьбы непричастных, солдаты отогнали вьетнамскую группу в сторону и начали досмотр остальных.

Заняли место за европейскими велосипедистами. С ними время-от-времени пересекались на Памирском тракте и даже ночевали на одной поляне под Хорогом.
Мы приободрились: очередь не слишком большая, виды кругом обалденные. Можно спокойно пофотографировать и даже слегка обойти развалины.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Очередь, между тем, заметно продвинулась.
Вот и европейцы поехали на паспортный контроль. Мы следующие. Стоим, ждем.
И наблюдаем чрезвычайно интересную картину: водитель открывает багажник, достает оттуда бутылку вина и протягивает погранцу - подарок. Следом достает еще одну. Туда же. Потом выудил планшет, зарядник к нему. Объяснил, что к чему и куда вставляется. Тоже подарок.

Мы с огромным интересом все это просмотрели, переглянулись – у нас никаких подарков не заготовлено. Ладно, ждем, что дальше будет.
Дальше наша очередь. Въезжаем на стоянку.

-Россияне?
-Россияне.
-Выходите, вон там паспортный контроль.

Проходим паспортный контроль, нам по-быстрому шлепают штампы. Мы их придирчиво проверяем – знаем этих умельцев: не доглядят, не на ту страницу поставят, переврут дату - и привет. Прецеденты были.

Дальше отправляемся на таможенный – он же нарко – контроль. Следом за европейской парой.
Выходят европейцы вдвоем. Погранец водителя спрашивает:
- Драйвер?
- Драйвер.
-Женщина пусть сидит в машине, а вы поднимайтесь (таможня на втором этаже павильончика).
Водитель в сопровождении погранца идет вверх по лестнице.

Теперь служивый подходит к нам и обращается к мужу:
- Драйвер?
Муж вознегодовал:
- Какой я тебе драйвер?!! Свои! Россияне! Россия!
-А, ну тогда сиди. Давай паспорта.
Отдали паспорта. Минут через пять выносят нам паспорта со всеми отметками и желают счастливого пути. Вот и все. Мы поехали. Европейцев же, надо полагать, оставили для досмотра и дальнейшего потрошения. И то сказать, Европа – не Россия.

Ответить